• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар "Миграционные исследования"

Семинар «Миграционные исследования» Института социальной политики НИУ ВШЭ является продолжением одноименного семинара Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ. Задуман как площадка для представления учеными, занимающимися миграционной тематикой, своих научных исследований, а также для их обсуждения в среде экспертов. 

Семинар ориентирован на междисциплинарный подход и предполагает объединить специалистов разных областей: экономистов, социологов, историков, антропологов, культурологов, которые занимаются данной проблематикой. Семинар открыт не только для экспертов, но и для всех, кому интересна тема миграции.

Организатор: Екатерина Деминцева, e-mail: edemintseva@hse.ru


2018 год

 

9 октября 2018 г. состоялось очередное заседание семинара «Миграционные исследования» совместно с «Международным семинаром по социологии», организованного Институтом социальной политики и Школой социологии НИУ ВШЭ. На семинаре выступил Микель Риттер (MikkelRytter), доцент отделения антропологии Университета Архуса, Дания с докладом «Сила любви: видимость и мобильность мусульман-суфиев в Дании, государстве всеобщего благосостояния»

В докладе рассматривались спорные понятия “видимости” среди последователей датской ветви глобального суфийского тариката Накшбанди Муджаддиди Сайфи. С одной стороны, “видимость” (в действиях и во внешнем облике) является одним из важных элементов в духовном развитии верующих суфийских мюридов. С другой стороны, “видимый” мусульманин (носящий никаб или бороду) в последние годы является объектом политических дебатов. Ислам и мусульмане часто находятся под подозрением и являются маргинальной группой в светском государстве благосостояния. Несмотря на это, у саифов есть своя идея, революционный проект, в котором они стремятся изменить себя и свое окружение с помощью силы божественной любви.

В докладе обсуждается связь между “видимостью” и эмичными представлениями о пространственной и духовной мобильности среди суфийских таррикатов в Дании.

 


5 сентября 2018 г. состоялось очередное заседание регулярного семинара «Миграционные исследования», организованного Институтом социальной политики НИУ ВШЭ. На семинаре выступила Бхавна Давэ (Факультет политологии и международных отношений, Школа восточных и африканских исследований (SOAS), Лондонский университет) с докладом: "Секьюритизация и неолиберальная логика в управлении трудовой миграцией в России".

Усиление миграционного контроля МВД в сочетании с упразднением ФМС  наглядно демонстрирует изменение курса миграционной политики в сторону ужесточения контроля над  мигрантами и секьюритизации (securitization) миграционной политики. Об этом же свидетельствует возросшее число случаев правовой дискриминации мигрантов по этническому признаку с целью сбора штрафов, вымогательства со стороны представителей силовых структур, и последующей депортации.

В тоже время можно наблюдать облегчение процесса оформления документов для мигрантов из стран с безвизовым режимом с 2015, когда функции оформления документов были переданы от ФМС новосозданным Многофункциональным  миграционным центрам в Москве и в других городах. 

Таким образом, можно выделить две модели технологии управления (governmentalities ) в сфере миграции. Первая модель характеризуется карательным подходом - усиление  контроля и мер безопасности (securitization), а вторая опирается на неолиберальную логику создания сферы услуг в области урегулирования трудовой миграции с целью получения прибыли и рационального управления.

Цель настоящего доклада

·        показать взаимодействие двух этих моделей, которое включает в себя как элементы сотрудничества, так и элементы конкуренции

·        разработать концепцию, объясняющую логику миграционной политики России и причины коррупционности миграционной сферы/миграционный законов. 

Доклад прочитан на русском языке.

 

 



6 июня 2018 г. состоялось заседание регулярного семинара «Миграционные исследования», организованного Институтом социальной политики НИУ ВШЭ. Эмиль Паин и Ольга Вендина представили книгу «Многоэтничный город: проблемы и перспективы управления культурным разнообразиям в крупнейших городах», написанную по результатам исследований, проведенных в 2016-2017 гг. в Перми, Уфе и Ростове-на-Дону. 

Исходя из представления о сложных сообществах, авторы рассматривают стратегии взаимного приспособления этнических и социальных групп населения города, на которые влияют не только ценностные ориентации людей, но и такие факторы как миграция, распространенность гражданской культуры, геополитическое положение государства, прагматизм повседневной жизни. Особое внимание уделяется неформальным институтам, включающим в себя устоявшиеся нормы, представления и практики, которые складываются в городах и организуют поведение людей.

В своем выступлении авторы книги затронули разные вопросы. Э. Паин сосредоточился на взаимосвязи проблем формирования гражданской нации и городских сообществ, и вызовах роста этнокультурного разнообразия, которые требуют пересмотра национальной политики. О. Вендина  остановилась на основных выводах исследования, касающихся анализа межэтнических отношений в городах.

Эмиль Паин – доктор политических наук, профессор Национального университета «Высшая школа экономики», ведущий научный сотрудник Института социологии РАН.

Ольга Вендина – кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник Институт географии РАН.

 

 


21 мая 2018 г. состоялось заседание регулярного семинара «Миграционные исследования», организованного Институтом социальной политики НИУ ВШЭ и Центром франко-российских исследований. На семинаре выступил Бартоломео Конти /Bartolomeo Conti (EHESS) с докладом: “Создание, функционирование и разрушение группы французских джихадистов”.

На семинаре представлены результаты исследования одной из групп джихадистов – французской сети Cannes -Torcy. Названы основные причины и механизмы радикализации «обычных» молодых французов. Какие факторы влияют на этот процесс, и какие существуют траектории радикализации молодежи. В докладе обсуждались такие вопросы, как взаимодействие и взаимовлияние между лидерами и участниками группы; психологическое, социальное, религиозное и идеологическое давление в этой среде. В то же время анализ деятельности этой группы помог нам узнать о роли ислама в жизни молодежи. Какое у этих молодых людей складывается сегодня отношение к «традиционному» исламу, и почему они решают отказаться от него или же дополнить джихадистскими практиками на какое-то время, либо полностью посвятив себя новой религии, вплоть до смерти ради нее. 

 

 
     

 


24 апреля 2018 г. состоялось очередное заседание регулярного семинара «Миграционные исследования», организованное Институтом социальной политики НИУ ВШЭ. На семинаре выступила Екатерина Ермакова (Институт Африки РАН) с докладом «Дисциплинарные практики и границы общественного в Каире глазами мигранта». 
Дискуссант: Игорь Алексеев (РГГУ)

Всплеск конфликтов на Ближнем Востоке интенсифицировал миграционные процессы в регионе, при этом вопросы адаптации мигрантов в этих странах практически не артикулировались, оставаясь второстепенными на фоне проблем европейского кризиса беженцев. Каир – многомиллионный мегаполис с большой плотностью населения – представляет уникальный пример городской среды, обеспечивающей сравнительно эффективную интеграцию мигрантов в условиях минимального вмешательства государства. В основе этого феномена лежат традиционные механизмы, наделяющие местное население значительной долей самостоятельности в том, что касается установления и поддержания границ частного-общественного, и именно от них, на наш взгляд, зависит успех адаптации мигранта в новой среде.

В докладе представлены результаты исследования, основанного на серии интервью с египтянами-реэмигрантами из нефтедобывающих стран Ближнего Востока (Ливия, Саудовская Аравия, Кувейт) и мигрантами из стран СНГ и Европы в период с 2009 по 2015 гг. 

 



22 марта 2018 г. состоялось очередное заседание регулярного семинара «Миграционные исследования», организованного Институтом социальной политики НИУ ВШЭ. На семинаре выступил Сергей Абашин (профессор факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге) с докладом «Машина в представлениях мигрантов из Узбекистана»

В докладе рассмотрены экономические, социальные и моральные представления мигрантов из Узбекистана о целях своей работы за границей. Почему большинство трудовых мигрантов целью своей поездки на заработки называют очень часто машину? Такое отношение выглядит тем более удивительным, что его цена в Узбекистане, о котором шла речь, может быть равной доходам годовой работы мигранта в России. Существует ли в таком вложении мигрантских переводов свой экономический смысл? Или кроме экономического существуют еще другие – социальные, культурные и символические – резоны, которые являются важными для уезжающих на заработки людей?

Дискуссант: Анна Круглова (НИУ ВШЭ)

  



1 марта 2018 г. состоялось очередное заседание регулярного семинара «Миграционные исследования», организованного Институтом социальной политики НИУ ВШЭ. На семинаре выступит Наталья Космарская (Институт востоковедения РАН, Москва) с докладом: Отношение к мигрантам в разных регионах России: в чём различия и почему они возникают (на примере Москвы и Краснодара)

Доклад посвящён сравнительному изучению отношения к мигрантам в двух городах России. Выбор Краснодара в качестве «пары» для сравнения со столицей обусловлен как существенными различиями между городами, так и общей чертой: они долгое время являются магнитом для множества (трудовых) мигрантов не только из различных регионов России, но и из ближнего зарубежья (Центральная Азия).

На наш взгляд, исследование может помочь поиску ответов на следующие вопросы:

1) можно ли выделить в каждом городе устойчивые группы населения, склонные к повышенной интолерантности по отношению к мигрантам и, напротив, более доброжелательно к ним настроенные;

2) реагируют ли местные жители по-разному на мигрантов разной этнокультурной принадлежности и социального статуса и, если да, то почему;

3) каково влияние транслируемых СМИ этнокультурных стереотипов на восприятие мигрантов жителями двух городов;

4) в какой мере к изучаемым кейсам можно приложить известные объяснительные модели возникновения этнической неприязни — «культурное непонимание» (culturalmisunderstanding) и наличие «властных иерархий».

Кроме того, будет затронута проблема методологии. Мы поговорим о том, как и в чём персональные интервью могут послужить углублению знаний об изучаемой проблеме по сравнению с массово применяемым анкетированием на основе закрытых вопросов — метода, имеющего определённые недостатки.

Эмпирическая база исследования – 60 полуструктурированных интервью с жителями Москвы и Краснодара. Они собраны в ходе реализации международного научного проекта «Национальное строительство, национализм и новый 'другой' в современной России» (при поддержке Исследовательского Совета Норвегии, 2013-2016, № 220599).

 

 


2017 год

18 мая 2017 г. состоялось очередное заседание регулярного семинара «Миграционные исследования», организованного Институтом социальной политики НИУ ВШЭ совместно с Оксфам в Российской Федерации. На семинаре выступил Профессор Даун Чатти (Dawn Chatty, Oxford University), с докладом: «Сирия и ее беженцы: историческая перспектива»


Профессор Даун Чатти является Почетным профессором (Emeritus Professor) антропологии и вынужденной миграции в Университете Оксфорда, а также членом Британской Академии. В течение многих лет Профессор Чатти проводила исследования и программную деятельность, направленную на социально-экономическое развитие на Ближнем Востоке, в частности в Сирии, Ливане и Омане. Профессор Даун Чатти на протяжении нескольких лет возглавляла Центр по изучению проблем беженцев в Университете Оксфорда, одного из ведущих мировых исследовательских центров, целью которого является изучение вынужденной миграции для улучшения жизни людей, находящихся под ее воздействием. Профессор Даун является автором более 50 научных статей и монографий о вынужденных перемещениях в этом регионе, в том числе «Displacement and Dispossession in the Modern Middle East», опубликованной издательством Cambridge University Press в 2010 году (список последних публикаций можно увидеть ниже).

Тезисы: Уинстон Черчилль однажды сказал: «Чем дальше назад ты можешь заглянуть, тем дальше увидишь вперед».На семинаре будет рассмотрена история вынужденных миграций в Сирию с середины XIX до начала XXI века. Будет показано как Сирия сформировалась как государство во многом благодаря социальным группам беженцев, и как ‘миллетная система' Османской империи смогла повлиять на их размещение в стране. Это необходимо для понимания того, как соседние государства – Турция, Ливан и Иордания, смогли принять большую часть сирийских беженцев после вооруженного конфликта 2011 года, который перерос в гражданскую войну.


 





20 апреля 2017 г. состоялось очередное заседание регулярного семинара «Миграционные исследования», организованного Институтом социальной политики НИУ ВШЭ. На семинаре выступил Дмитрий Опарин (НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова) с докладом: «Местные» и «приезжие» на Ямале. Социальные границы и вариативность миграционного опыта.
 
Аннотация:
Западная Сибирь, как и вся Арктика, в послевоенное время стала местом притяжения мигрантов из Европейской части страны, из национальных республик и южных регионов Сибири. В отличие от других сибирских регионов, нефтегазовый Север продолжает оставаться миграционным магнитом всего постсоветского пространства до сих пор.
Доклад посвящен представлению результатов исследования современной социокультурной среды села Яр-Сале, административного центра Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа. В фокусе исследования находится миграционный опыт «новых» приезжих (в первую очередь, киргизов, карачаевцев, ногайцев и калмыков), а также их взаимоотношения с коренным населением. Отдельное внимание уделяется таким понятиям, как «местный»/«приезжий», «свой»/«чужой». Д. Опарин предполагает, что границы между этими категориями являются гибкими, и приезжий может стать местным, а свой — чужим, и далеко не всегда этническая принадлежность и длительность пребывания в регионе оказываются при этом решающими факторами.






15 марта 2017 г. состоялось очередное заседание регулярного семинара «Миграционные исследования», организованного Институтом социальной политики НИУ ВШЭ.

На семинаре выступил Игорь Савин (Институт Востоковедения РАН) с докладом "Исследования проблем локальной интеграции трудовых мигрантов. На примере одного двора в Москве".

В фокусе данного исследования находятся модели взаимодействия различных категорий москвичей на примере одного конкретного городского двора. Игорь Савин рассказал о полевой работе в Поликультурном центре, открытом активистами киргизской диаспоры в одном из московских дворов. Инициаторы создания центра принципиально были ориентированы не только на «свою» этническую культуру, но и на развитие интеграционного потенциала мигрантов из всех центральноазиатских стран, а также на развитие взаимоотношений с местным населением. Доклад ответил на вопрос – что явилось препятствием благополучного функционирования Поликультурного центра.
 


16 февраля 2017 г. состоялось очередное заседание регулярного семинара «Миграционные исследования», организованного Институтом социальной политики НИУ ВШЭ. На семинаре выступила Екатерина Деминцева (НИУ ВШЭ) с докладом: Трудовые мигранты в постсоветском городе: модели расселения (на примере Москвы). 

Дискуссант: Ольга Вендина (Институт географии РАН).

В докладе проанализировано, каким образом социально-пространственная структура Москвы влияет на расселение трудовых мигрантов в городе. Рассмотрены модели расселения мигрантов в европейских и американских городах, а также показано на примере этих городов, почему в них мигранты предпочитают / вынуждены селиться обособленно, создавая «гетто». Чем отличается структура постсоветского города от «западных» городов, и какие модели расселения мигрантов, выделяемые исследователями, лучше всего подходят для анализа ситуации в Москве. На обсуждение венесен вопрос, возможно ли сегодня говорить в Москве об отсутствии пространственной сегрегации, унаследованной со времен Советского Союза, и можно ли объяснять отсутствие этнически и социально однородных кварталов унаследованной постсоветским городом социально-смешанной структурой. 

 

 


2016 год

 
6 декабря 2016 г. состоялось очередное заседание регулярного семинара «Миграционные исследования», организованного Институтом социальной политики НИУ ВШЭ, совместно с Франко-российским центром в Москве. На семинаре выступил Фабрис Эскаффр (Fabrice Escaffre), Университет Тулузы – Жан Жорес (Université Toulouse-Jean Jaurès) с докладом «Пространственная сегрегация? Видение географа».

«Городское гетто», «территориальный апартеид»… Сегодня все эти понятия активно используются во Франции для объяснения социального разделения городских пространств и тех территорий, где живет бедное население, состоящее в основном из «выходцев из мигрантской среды». Дебаты вокруг этой темы постоянно подпитываются новыми понятиями и меняют язык описания. Фабрис Эскаффр предлагает в своем выступлении ответить на следующие вопросы. Как изучать эту ситуацию? Исходя из каких понятий и подходов? Как ее объяснять? Как можно ее квалифицировать? Какие социальные, политические, а также урбанистические последствия порождает эта ситуация?

Дискуссант: Ольга Вендина (Институт географии РАН).

Семинар прошел на французском языке с переводом на русский язык.

 

 


 

27 октября 2016 г. состоялось очередное заседание регулярного семинара "Миграционные исследования", организованного Институтом социальной политики НИУ ВШЭ, совместно с Оксфам (OXFAM). На семинаре выступил Эдмонд КЭРНС (Edmund CAIRNS), Старший Советник по гуманитарным вопросам, Оксфам (Великобритания) с докладом: "Беженцы, вынужденное переселение и миграция: видение Оксфам".

Численность беженцев, вынужденных переселенцев и мигрантов во всем мире растет  не только в результате  вооруженных конфликтов в Сирии, Ираке и Афганистане, но  и под воздействием  таких  факторов, как ослабление глобальной безопасности,  отсутствие экономических возможностей и природных катаклизмов, вызванных изменением климата.  Безусловно, рост миграции вызван не только этими негативными факторами: он в целом неизбежен в глобализирующемся мире, и он может нести также и позитивные последствия как для стран-«доноров» миграции, так и для принимающих стран. Хотя международное законодательство, осуществляемая конкретными государствами политика и общественное мнение и проводят различия между беженцами, мигрантами и временно перемещенными лицами,  все эти группы равно являются объектами насилия и агрессии.

Следовательно,  одна из важнейших задач государственной политики сегодня это обеспечение уважительного отношения к человеку, независимо от его официального статуса.
 Хотя существует целый ряд мер, способных сократить влияние неблагоприятных факторов, стимулирующих миграцию, международные программы развития и гуманитарные программы должны ставить своей целью не ограничение миграции как такой, а ликвидацию бедности и неравенства и решение гуманитарных проблем в целом. Эти меры могут как оказывать, так и не оказывать непосредственное влияние на миграцию. Мировое сообщество должно не только оказывать помощь странам с низким и средним уровнем дохода, где и находится большинство перемещенных лиц, но и предоставлять больше возможностей для получения убежища в развитых странах.

В сентябре 2016 года на Саммите ООН по вопросам беженцев и мигрантов было принято решение о необходимости реализации мер по защите прав перемещенных лиц, противодействию ксенофобии и  справедливому распределению ответственности за прием и поддержку беженцев. Однако положения подписанной в Нью-Йорке Декларации не предусматривают каких-то конкретных шагов и едва упоминают внутренне перемещенных лиц, составляющих наибольшее число людей среди вынужденных переселенцев. Поскольку количество беженцев, вынужденных переселенцев и мигрантов продолжает увеличиваться, в рамках разработки Глобального договора по вопросам беженцев и мигрантов страны-участники должны принять на себя конкретные обязательства на ближайшие несколько лет.

Семинар прошел на английском языке с синхронным переводом на русский язык.

   

 





21 июня 2016 г.  состоялось очередное заседание регулярного семинара НИУ ВШЭ "Миграционные исследования". На заседании выступили: Илья Кашницкий (НИУ ВШЭ), Мария Гунько (Институт географии РАН), с докладом: "Пост-социалистический мегаполис: пространственные особенности миграционного притока и связь с ценами на жилье".

Москва – город мигрантов, стабильно прирастающий как минимум на миллион жителей в десятилетие. В пост-социалистических городах, в условиях становления сравнительно молодой рыночной экономики, нарастающее экономическое неравенство способствует социально-экономическому расслоению городского ландшафта и усилению городской сегрегации. Рынок жилья играет ключевую роль в формировании пространственных социально-экономических различий. Авторы анализируют, в какой степени различия в ценах на жилье способны объяснить пространственные закономерности миграционного притока в районы Москвы.


22 марта 2016 г.  состоялось очередное заседание регулярного семинара НИУ ВШЭ "Миграционные исследования". На заседании выступила Анна Солдатова, МГУ, с докладом: "Образовательная политика в отношении детей этнических меньшинств Лондона: опыт для Москвы".

Лондонский опыт школьного обучения детей международных мигрантов, а позже – детей этнических меньшинств, насчитывает более полувека. За это время британской образовательной политике сменилось несколько концептуально-методологических подходов, каждый из которых представляет один из вариантов осмысления присутствия Другого в рамках школьной системы и общества в целом. Это и ассимиляционизм, и интеграция, и мультикультурализм. В последние годы можно говорить об определенном сегрегационном алармизме в отношении групп этнических меньшинств - наряду с концепцией самоценности разнообразия как такового. Все эти подходы таят в себе определенный набор позитивных и негативных сценариев в рамках образовательной политики.

В свете актуальности темы обучения детей мигрантов в России интересно взглянуть на лондонский опыт. Насколько он релевантен для московской ситуации? Может ли его изучение быть полезно московским работникам образовательной сферы?

Дискуссант: Дмитрий Полетаев (ЦМИ – «Центр миграционных исследований».


26 января 2016 г. состоялось очередное заседание регулярного семинара НИУ ВШЭ "Миграционные исследования". На заседании выступил Дмитрий Опарин, НИУ ВШЭ / МГУ, с докладом: "Миграция и современное мусульманское пространство Москвы".

За последние пятнадцать лет этнический состав московских мечетей значительно изменился, а количество практикующих мусульман выросло в несколько десятков раз. Эти количественные изменения связаны с внутренней миграцией выходцев из республик Северного Кавказа и внешней миграцией выходцев из стран Средней Азии. Миграция оказала значительное влияние на мусульманское пространство Москвы.

Доклад посвящен двум явлениям современной московской мусульманской жизни – громкому круговому зикру кадирийского тариката вирда Кунта-Хаджи, практикуемому чеченцами и ингушами в Исторической мечети (ритуальное поминание суфиями Аллаха, свершаемое по особой формуле и сопровождаемое определенными телодвижениями); и религиозным практикам среднеазиатских «неинституционализированных» мулл в Соборной мечети.

В ходе своего исследования, проведенного в 2015 году в рамках проекта НИУ ВШЭ, Дмитрий Опарин попытался ответить на следующие вопросы: какую нишу занимают эти две духовные практики в мусульманской московской среде; какую роль они играют в жизни мигрантов; как эти практики конструируют и воспроизводят идентичности.

Дискуссант: Ахмет Ярлыкапов (МГИМО)

2015 год

19 ноября 2015 г. состоялось очередное заседание регулярного семинара НИУ ВШЭ «Миграционные исследования», проведенногосовместно с Франко-российским центром в Москве. На семинаре выступил Ян Сиольдо-Цуршер (Yann Scioldo-Zurcher), Национальный центр научных исследований (Франция) / CNRS, Французский исследовательский центр в Иерусалиме с докладом: «Эмиграция в ситуации переходного периода: пример марокканских евреев, 1955-1956».

Как изучать миграцию, если она происходила в ситуации переходного периода и архивных данных недостаточно чтобы объяснить социальные и пространственные изменения, связанные с ней. Через пример иммиграции марокканских евреев в Израиль в середине ХХ века, автор рассказал о своем исследовании, в котором предлагает идти в обход «биографическим рискам» и выстроить количественную историю миграционных процессов, информация о которых, как это не парадоксально, практически не оставила следов в архивах.

Семинар прошел на английском языке без перевода.

 

22 октября 2015 г. состоялось очередное заседание регулярного семинара НИУ ВШЭ «Миграционные исследования». С докладом «Доступность общественных сервисов для внешних трудовых мигрантов в России» на примере антропологических исследований в сфере здоровья и школьного образования выступили: Дмитрий Полетаев, ведущий научный сотрудник, Институт управления социальными процессами, НИУ ВШЭ. Даниил Кашницкий, младший научный сотрудник, Институт управления социальными процессами, НИУ ВШЭ.

Сервисы социальной сферы в Российской Федерации остаются наиболее труднодоступным механизмом для внешних трудовых мигрантов. В последние годы российские власти приняли меры по систематизации доступа мигрантов к услугам здравоохранения, сделав обязательным приобретение медицинской страховки для получения трудового патента. Однако плановая медицинская помощь по-прежнему сопряжена с множественными барьерами, для преодоления которых мигранты часто вынуждены прибегать к неформальным стратегиям. Не менее сложной проблемой для мигрантов становится обучение детей в школе: от поступления в школу до интеграции школьников-мигрантов и взаимоотношений с учителями и сверстниками. На сегодняшний день не разработаны программы по адаптации иностранных учащихся в российской школе, обучения русскому языку, не существует тренингов для учителей, работающих с детьми-мигрантами.

В докладе представлены результаты качественного исследования, проведенного в 2015 году сотрудниками Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ (ЦФИ ««Мигранты в Москве: интеграция в городское пространство и социокультурная адаптация в городе»). На примере Москвы проанализировано как трудовые мигранты из Средней Азии пользуются медицинской и образовательной инфраструктурой города Москвы. Особое внимание уделено вопросам феминизации трудовой миграции из этого региона.


24 сентября 2015 г.состоялось очередное заседание регулярного семинара НИУ ВШЭ «Миграционные исследования», организованное совместно с Франко-российским центром в Москве.С докладом: «Пределы империй в изгнании: размышления о гетерогенности армянской диаспоры» выступила Ануш Кунт (Anouche Kunth), Национальный центр научных исследований (Франция) / CNRS.

В докладе представлены результаты изучения армянской эмиграции из царской России в начале ХХ века, интеграции армянских беженцев во французское общество и их взаимоотношений с представителями армянского сообщества - выходцами из других стран. Проанализирована история армянской эмиграции в контексте Октябрьской революции 1917 года, Гражданской войны и последующей советизации Кавказа (1920-1921). В докладе предложен сравнительный анализ сообществ армянских беженцев-выходцев из Оттоманской и Российской империй. Анализируя эти два сообщества показана гетерогенность армянской диаспоры, миграционные потоки начала прошлого столетия и особенности их самоидентификации в принимающем обществе.




28 мая 2015 г. состоялось очередное заседание регулярного семинара НИУ ВШЭ «Миграционные исследования», организованное совместно с Франко-российским центром в Москве. С докладом «Etranger. Исследование состояния неопределенности в Новое время» выступила Симона Черутти (Simona Cerutti), Высшая школа социальных наук (EHESS), Париж.

Исследователи, работающие с категорией é tranger («иностранец», «чужак») в эпоху Нового времени, сталкиваются с несоответствием ее современного определения и того, какой смысл придавали данному понятию в разных источниках рассматриваемого нами периода. Этот термин употреблялся не только по отношению к индивиду, прибывшему из другой страны; его могли использовать для обозначения жителя соседней деревни, или же это понятие вводилось для, казалось бы, близких людей, которые могли быть членами одной семьи. Почему? Как использовать понятие, употребление которого сегодня кажется неуместным в том или ином контексте? Кто такой é tranger?В выступлении рассмотрена всю сложность процессов, происходящих в Западной Европе в XVI-XVIII веках. Отмечено, что рамка для определения этого понятия задавалась не только  принадлежностью к тому или иному государству; раскрыто, в какой степени семья, рынок товаров и рабочей силы, религия были теми «местами»  политического и социального конструирования категории «é tranger». Семинар прошел на французском языке с переводом.




23 апреля 2015 г. состоялось очередное заседание регулярного семинара НИУ ВШЭ «Миграционные исследования». На заседании, проведенном совместно с Франко-российским центром в Москве, выступил Франс Герин-Пас ( FranceGuérin-Pace), Национальный институт демографических исследований (INED, Париж) с докладом: «Мигранты: индивидуальные траектории, чувство принадлежности и самоидентификация». 

Каждый  человек привязан к определенным местам: месту своего рождения, месту происхождения его семьи, местам, в которых он жил и жили его близкие.  Но также человек привязан к воображаемым местам, и к тем, в которых он намерен когда-либо очутиться. Все эти места составляют географическую идентичность индивида, которая, в разные моменты его жизни, используются полностью или частично. Часто мы ограничиваем набор географических привязанностей индивида, в частности иммигранта, местом рождения и национальностью, элементами важными, но иногда не репрезентативными, учитывая сложность его перемещений и тех отношений, которые он выстраивает в посещаемыми им местами. Изучение географических перемещений индивида, смысл, данный каждому из них, прошлое и будущее, пережитое, переживаемое и вымышленное, являются важными элементами в понимании чувства принадлежности людей к той или иной территории.

Семинар прошел на французском языке с переводом.
 


24 марта 2015 г. состоялось очередное заседание регулярного семинара НИУ ВШЭ «Миграционные исследования». На заседании выступил Ахмет Ярлыкапов (МГИМО), с докладом: «Миграция людей и миграция идей: ислам на Северном Кавказе».

На семинаре рассмотрено развитие ислама на Северном Кавказе с конца 1980-х годов до настоящего времени, в контексте наступившей одновременно беспрецедентной мобильности людей, когда усилилась миграция с гор на равнину и началась миграция с равнины на Север и в крупные города России. Именно Север и крупные города России становятся одним из важных источников новых интерпретаций ислама, и миграция людей приводит к интересной миграции идей, внося свой вклад в усиление мозаичности ислама на Северном Кавказе.

Сегодня ситуация на Северном Кавказе все больше и больше отдаляется от схемы «традиционного» и «нетрадиционного» ислама, которая была актуальна в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Сам «традиционный» ислам серьезно трансформируется под влиянием глобальных процессов, происходящих в современном исламе, а так называемый «нетрадиционный» ислам не представляет собой чего-то единого. Даже так называемые «салафиты» представлены множеством различных интерпретаций, которые циркулируют как в пространстве сети Интернет, так и посредством людей, перевозящих их из одного региона в другой.

Видеозапись семинара можно посмотреть здесь


21 января 2015 г. в Институте управления социальными процессами НИУ ВШЭ состоялось заседание регулярного семинара «Миграционные исследования». На заседании выступили Дмитрий Опарин (МГУ) и Марат Сафаров (Институт экономики и управления в промышленности), с докладом: «Старые и новые мусульмане. Миграция и взаимоотношения внутри мусульманской общины».

Исследование включало в себя глубинные интервью с имамами, прихожанами мечетей и общественными активистами в Москве и Подмосковье. Полученные результаты отражают противоречивые тенденции в мусульманской общине российской столицы, связанные с массовой трудовой миграцией, как из стран ближнего зарубежья, так и из южных регионов России.

Как напомнили исследователи, до начала 1990-х годов картина мусульманской жизни московского общества была единообразной: абсолютное большинство мусульман столицы составляли татары. Стихийно начавшиеся миграционные процессы существенно трансформировали эту ситуацию. В первую очередь, изменился этнический состав прихожан мечетей. Сегодня татары составляют порядка 10% практикующих мусульман города, остальную часть – выходцы с Северного Кавказа и государств Центральной Азии.

Татары - часть урбанизированного светского большинства Москвы. Религия все чаще занимает лишь семейную приватную сферу, а исламские практики татар индивидуализируются. В целом, снижение числа татар – прихожан московских мечетей обычно объясняется фактором переполненности зданий во время коллективных молитв. Однако вероятно здесь имеет место и определенный «ментальный», «ценностный» фактор. Смена поколений в московской татарской общине, урбанизированность и русскоязычность большей части татар-прихожан, их прочная инкорпорированность в московскую жизнь, коренным образом различается с социальным опытом «новых» прихожан мечети – выходцев из мусульманских регионов и государств с «традиционным» укладом жизни.

Полиэтничность Московской Соборной мечети, отсутствие активных и прочных контактов между «старыми» и «новыми» прихожанами – характерные черты религиозной жизни современного мегаполиса - крайне непривычны для московских татар, традиционно воспринимавших мечеть в качестве своего этноконфессионального центра притяжения. Кроме того, многие московские татары, в силу отсутствия религиозных знаний, утраты практики совершения намаза часто не посещают собственно зал мечети для молитв, а ограничиваются приходом к имаму для совершения обрядов (прежде всего, поминальной направленности). В этих условиях контакты татар с «новыми» прихожанами еще менее активны.

В то же время, при всей локализованности своей религиозной практики, московские татары испытывают влияние мощных энергичных этноконфессиональных традиций «новых мусульман», прежде всего выходцев с Северного Кавказа. Особое (зачастую, косвенное) влияние «новые мусульмане» оказывают на татарскую религиозную молодежь, порой в весьма любопытных аспектах. Помимо раздражения существует и подражание — оно в основном распространено среди молодых московских татар — тех, кто уже не помнит моноэтнического мусульманского пространства Москвы, для кого нет никакой разницы между различными народами. К примеру, харизматическое, маскулинное поведение выходцев из северокавказских республик оказывает влияние на молитвенную практику молодых татар.

Изменение этнического состава прихожан московских мечетей, повлияло и на сужение функций татарского языка в мечетях. Московские мечети становятся все более русскоязычными.

2014 год

29 октября 2014 г. состоялось первое заседание регулярного семинара НИУ ВШЭ «Миграционные исследования». На заседании выступили Екатерина Деминцева, ведущий научный сотрудник Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ, и Даниил Кашницкий, стажер-исследователь Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ, с докладом "Стратегии обращения за медицинской помощью среди мигрантов из стран Средней Азии в Москве".

Мигранты из Средней Азии живут в Москве в условиях ограниченных ресурсов и социальной исключенности. Тяжелый физический труд, стесненные условия жизни и скудное питание негативно сказываются на состоянии их здоровья. Однако возможность обращения за медицинской помощью в Москве для них существенно ограничена не только материальным положением, отсутствием медицинской страховки и информации о медицинской инфраструктуре, но также негативным отношением и дискриминационными практиками, с которыми мигранты сталкиваются при посещении больниц и поликлиник города. Поэтому мигранты вынуждены реализовывать собственные стратегии лечения в городских условиях – от самолечения и обращения к «знакомым врачам» до использования новых форм медицинского обслуживания мигрантов – частных клиник, ориентированных именно на этих жителей мегаполиса. 

В докладе были представлены выявленные в ходе исследования стратегии, предпринимаемые самими мигрантами в случае заболевания в Москве, а также результаты поля, проведенного в медицинских учреждениях, названных самими выходцами из Средней Азии – от государственных больниц до частных клиник, оказывающих разного вида медицинскую или посредническую помощь мигрантам в городе.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.