• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Migration studies, 2021

Seminar "Migration studies" (Higher School of Economics) is designed as a platform for presentation by scholars engaged in migration studies their academic research, as well as for the discussion among experts. The seminar is focused on an interdisciplinary approach and unites specialists from different fields: economists, sociologists, geographers, historians, anthropologists who deal with this problem. The seminar is open not only for academics, but also for all those interested in the migration studies.

Seminar Organizer: Ekaterina Demintseva, e-mail: edemintseva@hse.ru



On June 3, 2021 an on-line session of the regular "Migration studies" seminar at the Institute of Social Policy of the Higher School of Economics was held. Elena Lyarskaya, Research Fellow, Center for Social Research of the North, European University at St. Petersburg "Who hasn't migrated here?": Features of migrations and a distributed way of life in the North.

This presentation, based on many years of field research by the Center for Social Research of the North, discussed the different types of migration currently existing in the Russian North and how these migrations are structured in terms of their social mechanics. In addition, based on the example of the current situation in the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, it was be considered what consequences such an organization of migration has for the arrangement of modern northern communities, both urban and rural.
 


On April 29, 2021 an online session of the regular "Migration studies" seminar at the Institute of Social Policy of the Higher School of EconomicsRustamjon Urinboyev, Associate Professor in the Department of Sociology of Law at Lund University held, Senior Researcher in Russian and Eurasian Studies in the Aleksanteri Institute at University of Helsinki. «Migration, Shadow Economy and the Street World in Russia».

This presentation consists of two parts. The first discussed the development of immigration laws and policies in Russia between 2000 and 2017, a time during which Russia become the world’s one of the largest recipients of migrants. Then, the focus was placed on understanding the impact of restrictive immigration laws and policies on the formation of a shadow economy characterized by a large-scale migrant labour force. The author believes that Russian immigration laws and policies have produced unintended consequences: that is, rather than reducing the number of undocumented migrants, those laws and policies further pushed migrants into the shadow economy. This resulted from the Russian legal environment—which is characterized by rampant corruption, weak rule of law and arbitrary enforcement. These features imply that even those migrants possessing all of the required immigration papers cannot be certain that they will avoid legal problems when they come into contact with Russian authorities. Due to the complicated legalization procedures and the arbitrariness of laws, many migrants resort to working in the shadow economy, where they can work without documents. Hence, a distinctive feature of Russia’s migration regime is the rather large and continuous presence of a shadow economy heavily reliant upon cheap and legally unprotected migrant labour.

The second part discussed how Central Asian migrants – Uzbek migrant workers – adapt to Russian legal environment under the conditions of a weak rule of law and shadow economy employment. In this paper author argues that the emergence of street- level institutions in the Russian migrant labour market should not only be seen as instances of criminality and illegality, but also as “informal legal orders” that provide alternative forms of redress, legal regulation, and economic security in weak-rule-of-law migration contexts.
 


On March 18, 2021 an on-line session of the regular "Migration studies" seminar at the Institute of Social Policy of the Higher School of Economics Vlada Baranova, HSE Campus in St. Petersburg Micro-level language planning in Russia and educational projects for migrants was held. 

Despite several decades of intensive migration and different waves of immigration, Russia lacks a clearly and publicly articulated ideology of language planning. Although the Low demands proficiency in Russian from migrants for a working patent but the state does not provide affordable language courses. The migrant families themselves have to find resources for learning Russian. At the same time, there are several bottom-up projects designed for migrants including supportive language programs for minority children and adults. 

The study is based on expert interviews with activists involved in organizing educational programs for migrants in St. Petersburg and Moscow. The micro-level approach to language policy and planning takes into account the efforts of local actors involved in multilingual education projects.

Discussant: Anna Ter-Saakova, integration project “Odinakovo raznye”.

 



On February 17, 2021, Dmitry Oparin presented his research entitled "Central Asian Mullahs in Migration: Problems of Duty, Loyalty and Interethnic Relations" within the framework of the "Cross-cultural Seminar" (headed by Olga Bessmertnaya) together with the  “Migration studies” Seminar (headed by Ekaterina Demintseva and Dmitriy Oparin). 

Abstract: The presentation is devoted to the social relief and configuration of the Muslim space of Irkutsk. The research focuses on the position, relationships in a multiethnic environment, religious practices and perceptions of Central Asian mullahs - Muslims, immigrants from different countries of Central Asia, who take an active part in the religious life of the local community, conduct certain rituals, consult their fellow believers, call themselves mullahs, have a certain social capital.

They do not hold any official positions in the muftiate and the city mosque, however, they play an important role in the construction of the religious everyday life of their fellow believers, the formation of the local Muslim space.

The presentation pays special attention to the specifics of the relationship of mullahs with the imam, fellow countrymen and the heterogeneous Muslim environment in general.



 

On January 27, 2021 an on-line session of the regular "Migration studies" seminar at the Institute of Social Policy of the Higher School of Economics and Centre d'études franco-russe (Moscou) - The new Russian Islam: Muslim migrants in the Far North was held.

Intense internal migration flows characteristic of post-Soviet Russia have led to the emergence of Muslim communities far away from the regions where Islam is traditional preached, in the Far East and the Far North of the country. The seminar will present the results of field research of urban diversity in the case of Muslim communities in Arctic and sub-Arctic cities.

Participants:

Marlene Laruelle
Institute for European, Russian and Eurasian Studies (IERES)
Illiberalism Studies Program
PONARS-Eurasia
Central Asia Program
 
Akhmet Yarlykapov, MGIMO,
Institute of Ethnology and Anthropology Russian Academy of Science

Denis Sokolov
, Independent researcher

 


 

Have you spotted a typo?
Highlight it, click Ctrl+Enter and send us a message. Thank you for your help!
To be used only for spelling or punctuation mistakes.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар "Миграционные исследования", 2021 год

Семинар «Миграционные исследования» Института социальной политики НИУ ВШЭ является продолжением одноименного семинара Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ. Задуман как площадка для представления учеными, занимающимися миграционной тематикой, своих научных исследований, а также для их обсуждения в среде экспертов. 

Семинар ориентирован на междисциплинарный подход и предполагает объединить специалистов разных областей: экономистов, социологов, историков, антропологов, культурологов, которые занимаются данной проблематикой. Семинар открыт не только для экспертов, но и для всех, кому интересна тема миграции.

Организатор: Екатерина Деминцева, e-mail: edemintseva@hse.ru

 


3 июня 2021 г. состоялось очередное онлайн заседание семинара «Миграционные исследования» организованного Институтом социальной политики. На семинаре выступила Елена Лярская, научный сотрудник Центра социальных исследований Севера Европейского Университета в Санкт-Петербурге  "А кто тут не понаехал-то?": Особенности миграций и распределенного образа жизни на Севере.

В этом докладе, основанном на многолетних полевых исследованиях сотрудников Центра социальных исследований Севера, докладчик рассказал о разных типах миграции, существующих сейчас на российском Севере и о том, как эти миграции устроены с точки зрения их социальной механики. Кроме того, на примере современной ситуации в ЯНАО рассмотрено, какие последствия такая организация миграций имеет для устройства современных северных сообществ - как городских, так и сельских. 
 



29 апреля 2021 г. состоялось очередное онлайн заседание семинара «Миграционные исследования» организованного Институтом социальной политики НИУ ВШЭ. На семинаре выступил Рустамжон Уринбоев, доцент кафедры социологии права Лундского университета, старший научный сотрудник по изучению России и Евразии в Александровском институте Хельсинкского университета с докладом «Миграция, теневая экономика и уличный мир в России».

Доклад состоит из двух частей. В первой обсуждалось развитие миграционного законодательства и политики в России в период с 2000 по 2017 год, когда Россия стала одним из крупнейших в мире рецепиентом мигрантов. Затем основное внимание было уделено анализу влияния ограничительных иммиграционных законов и политики на формирование теневой экономики, в которой задействовано много мигрантов. Я считаю, что российские иммиграционные законы и миграционная политика привели к непредвиденным последствиям: то есть вместо того, чтобы сократить количество нелегальных мигрантов, эти законы и политика еще больше вытолкнули мигрантов в теневую экономику. Это следствие российской правовой среды, которая характеризуется безудержной коррупцией, слабым верховенством закона и произвольным правоприменением. Эти особенности означают, что даже те мигранты, у которых есть все необходимые иммиграционные документы, не могут быть уверены, что им удастся избежать юридических проблем, когда они столкнутся с российскими властями. Из-за сложных процедур легализации и произвола законов многие мигранты прибегают к работе в теневой экономике, где могут трудиться без документов. Следовательно, отличительной чертой миграционного режима России является довольно широкое и постоянное присутствие теневой экономики, в значительной степени зависящей от дешевой и юридически незащищенной рабочей силы мигрантов.

Во второй части обсуждалось, как мигранты из Центральной Азии - узбекские трудовые мигранты - адаптируются к российской правовой среде в условиях слабого верховенства закона и занятости в теневой экономике. В этом докладе я утверждаю, что появление уличных институтов на российском рынке труда мигрантов следует рассматривать не только как примеры преступности и незаконности, но и как «неформальные правовые порядки», обеспечивающие альтернативные формы возмещения ущерба, правового регулирования и экономической безопасности в условиях миграции со слабым верховенством закона.
 


18 марта 2021 г. в 18:00 состоялось очередное онлайн заседание семинара «Миграционные исследования» организованного Институтом социальной политики. На семинаре выступила Влада Баранова, НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург с докладом "Языковое планирование на микроуровне и образовательные проекты для мигрантов".

Несмотря на десятилетия миграции в Россию, пока не существует продуманной языковой политики и планирования в отношении трудовых мигрантов и их семей. Хотя знание русского необходимо для взрослых и для документов требуется экзамен, организация и оплата возлагается на самих мигрантов. Не существует единой программы в отношении языковой интеграции детей-инофонов.

В то же время сложились достаточно много центров, работающих со школьниками с миграционным опытом, с очень разными задачами и методами: региональных государственных программ, некоммерческих инициатив, социального бизнеса. В рамках современных подходов к языковому планированию принято выделять микроуровень, который могут осуществлять организации, бизнес или индивиды.

В докладе рассматривается опыт языкового планирования для мигрантов, прежде всего низовые образовательные проекты, возникающие в рамках НКО, региональных инициатив или диаспоральных проектов, направленные на обучение русскому или поддержание родных языков.

Материалами послужили интервью в Санкт-Петербурге и Москве, однако семинар рассчитан на обсуждение с коллегами опыта работы таких центров в разных регионах и возможности сочетания их с централизованными программами языкового планирования.

Дискуссант: Анна Тер-Саакова, интеграционный проект «Одинаково разные»

 



17 февраля 2021 года состоялся доклад Дмитрия Опарина «Среднеазиатские муллы в миграции: проблемы долга, лояльности и межэтнических взаимоотношений» в рамках «Кросскультурного семинара» (рук. О.Ю. Бессмертная) совместно с семинаром «Миграционные исследования» (рук. Е.Б Деминцева и Д.А. Опарин).

Аннотация:   Доклад посвящен социальной рельефности и конфигурации мусульманского пространства Иркутска. В фокусе исследования позиция, взаимоотношения в многоэтничной среде, религиозные практики и представления среднеазиатских мулл - мусульман, выходцев из разных стран Средней Азии, которые принимают активное участие в религиозной жизни локальной общины, проводят те или иные ритуалы, консультируют своих единоверцев, сами называют себя муллами, также их именует и их окружение, обладают определенным социальным капиталом.

Они не занимают каких-либо официальных позиций в муфтияте и городской мечети, однако, играют большую роль в конструировании религиозной повседневности своих единоверцев, формировании локального мусульманского пространства.

В докладе особенное внимание уделяется специфике взаимоотношений мулл с имамом, земляками и в целом гетерогенным мусульманским окружением.

 



27 января 2021 г. состоялось очередное онлайн заседание семинара «Миграционные исследования»организованного Институтом социальной политики совместно с Центром франко-российских исследований в Москве - Новый российский ислам: мигранты мусульмане на Севере

Интенсивные внутренние миграционные потоки, характерные для постсоветской России, привели к появлению мусульманских общин вдали от традиционных регионов, в которых проповедуется ислам, – от Дальнего Востока и Крайнего Севера. На семинаре будут представлены результаты полевых исследований, направленных на изучение городского разнообразия – мусульманских общин арктических и субарктических городов.

В семинаре приняли участие:

Марлен Леруэль,

Institute for European, Russian and Eurasian Studies (IERES)

Illiberalism Studies Program

PONARS-Eurasia

Central Asia Program

Ахмет Ярлыкапов,

МГИМО,

Институт этнологии и антропологии РАН

Денис Соколов,

Независимый исследователь

Статьи Ахмета Ярлыкапова, Дениса Соколова, Марлен Ларуэлль, Софи Оманн и Дмитрия Опарина в специальном выпуске по исламу на Севере журнала Problems of Post-Communism (2020, Том 67, выпуск 4-5) по ссылке.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.