• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар "Миграционные исследования"

Семинар «Миграционные исследования» Института социальной политики НИУ ВШЭ является продолжением одноименного семинара Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ. Задуман как площадка для представления учеными, занимающимися миграционной тематикой, своих научных исследований, а также для их обсуждения в среде экспертов. 

Семинар ориентирован на междисциплинарный подход и предполагает объединить специалистов разных областей: экономистов, социологов, историков, антропологов, культурологов, которые занимаются данной проблематикой. Семинар открыт не только для экспертов, но и для всех, кому интересна тема миграции.

Организатор: Екатерина Деминцева, e-mail: edemintseva@hse.ru


2017 год

 
18 мая 2017 г. состоялось очередное заседание регулярного семинара «Миграционные исследования», организованного Институтом социальной политики НИУ ВШЭ совместно с Оксфам в Российской Федерации. На семинаре выступил Профессор Даун Чатти (Dawn Chatty, Oxford University), с докладом: «Сирия и ее беженцы: историческая перспектива».


Профессор Даун Чатти является Почетным профессором (Emeritus Professor) антропологии и вынужденной миграции в Университете Оксфорда, а также членом Британской Академии. В течение многих лет Профессор Чатти проводила исследования и программную деятельность, направленную на социально-экономическое развитие на Ближнем Востоке, в частности в Сирии, Ливане и Омане. Профессор Даун Чатти на протяжении нескольких лет возглавляла Центр по изучению проблем беженцев в Университете Оксфорда, одного из ведущих мировых исследовательских центров, целью которого является изучение вынужденной миграции для улучшения жизни людей, находящихся под ее воздействием. Профессор Даун является автором более 50 научных статей и монографий о вынужденных перемещениях в этом регионе, в том числе «Displacement and Dispossession in the Modern Middle East», опубликованной издательством Cambridge University Press в 2010 году (список последних публикаций можно увидеть ниже).

Тезисы: Уинстон Черчилль однажды сказал: «Чем дальше назад ты можешь заглянуть, тем дальше увидишь вперед».На семинаре будет рассмотрена история вынужденных миграций в Сирию с середины XIX до начала XXI века. Будет показано как Сирия сформировалась как государство во многом благодаря социальным группам беженцев, и как ‘миллетная система' Османской империи смогла повлиять на их размещение в стране. Это необходимо для понимания того, как соседние государства – Турция, Ливан и Иордания, смогли принять большую часть сирийских беженцев после вооруженного конфликта 2011 года, который перерос в гражданскую войну.


 





20 апреля 2017 г. состоялось очередное заседание регулярного семинара «Миграционные исследования», организованного Институтом социальной политики НИУ ВШЭ. На семинаре выступил Дмитрий Опарин (НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова) с докладом: «Местные» и «приезжие» на Ямале. Социальные границы и вариативность миграционного опыта.
 
Аннотация:
Западная Сибирь, как и вся Арктика, в послевоенное время стала местом притяжения мигрантов из Европейской части страны, из национальных республик и южных регионов Сибири. В отличие от других сибирских регионов, нефтегазовый Север продолжает оставаться миграционным магнитом всего постсоветского пространства до сих пор.
Доклад посвящен представлению результатов исследования современной социокультурной среды села Яр-Сале, административного центра Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа. В фокусе исследования находится миграционный опыт «новых» приезжих (в первую очередь, киргизов, карачаевцев, ногайцев и калмыков), а также их взаимоотношения с коренным населением. Отдельное внимание уделяется таким понятиям, как «местный»/«приезжий», «свой»/«чужой». Д. Опарин предполагает, что границы между этими категориями являются гибкими, и приезжий может стать местным, а свой — чужим, и далеко не всегда этническая принадлежность и длительность пребывания в регионе оказываются при этом решающими факторами.






15 марта 2017 г. состоялось очередное заседание регулярного семинара «Миграционные исследования», организованного Институтом социальной политики НИУ ВШЭ.

На семинаре выступил Игорь Савин (Институт Востоковедения РАН) с докладом "Исследования проблем локальной интеграции трудовых мигрантов. На примере одного двора в Москве".

В фокусе данного исследования находятся модели взаимодействия различных категорий москвичей на примере одного конкретного городского двора. Игорь Савин рассказал о полевой работе в Поликультурном центре, открытом активистами киргизской диаспоры в одном из московских дворов. Инициаторы создания центра принципиально были ориентированы не только на «свою» этническую культуру, но и на развитие интеграционного потенциала мигрантов из всех центральноазиатских стран, а также на развитие взаимоотношений с местным населением. Доклад ответил на вопрос – что явилось препятствием благополучного функционирования Поликультурного центра.
 


16 февраля 2017 г. состоялось очередное заседание регулярного семинара «Миграционные исследования», организованного Институтом социальной политики НИУ ВШЭ. На семинаре выступила Екатерина Деминцева (НИУ ВШЭ) с докладом: Трудовые мигранты в постсоветском городе: модели расселения (на примере Москвы). 

Дискуссант: Ольга Вендина (Институт географии РАН).

В докладе проанализировано, каким образом социально-пространственная структура Москвы влияет на расселение трудовых мигрантов в городе. Рассмотрены модели расселения мигрантов в европейских и американских городах, а также показано на примере этих городов, почему в них мигранты предпочитают / вынуждены селиться обособленно, создавая «гетто». Чем отличается структура постсоветского города от «западных» городов, и какие модели расселения мигрантов, выделяемые исследователями, лучше всего подходят для анализа ситуации в Москве. На обсуждение венесен вопрос, возможно ли сегодня говорить в Москве об отсутствии пространственной сегрегации, унаследованной со времен Советского Союза, и можно ли объяснять отсутствие этнически и социально однородных кварталов унаследованной постсоветским городом социально-смешанной структурой. 

 

 


2016 год

 
6 декабря 2016 г. состоялось очередное заседание регулярного семинара «Миграционные исследования», организованного Институтом социальной политики НИУ ВШЭ, совместно с Франко-российским центром в Москве. На семинаре выступил Фабрис Эскаффр (Fabrice Escaffre), Университет Тулузы – Жан Жорес (Université Toulouse-Jean Jaurès) с докладом «Пространственная сегрегация? Видение географа».

«Городское гетто», «территориальный апартеид»… Сегодня все эти понятия активно используются во Франции для объяснения социального разделения городских пространств и тех территорий, где живет бедное население, состоящее в основном из «выходцев из мигрантской среды». Дебаты вокруг этой темы постоянно подпитываются новыми понятиями и меняют язык описания. Фабрис Эскаффр предлагает в своем выступлении ответить на следующие вопросы. Как изучать эту ситуацию? Исходя из каких понятий и подходов? Как ее объяснять? Как можно ее квалифицировать? Какие социальные, политические, а также урбанистические последствия порождает эта ситуация?

Дискуссант: Ольга Вендина (Институт географии РАН).

Семинар прошел на французском языке с переводом на русский язык.

 

 


 

27 октября 2016 г. состоялось очередное заседание регулярного семинара "Миграционные исследования", организованного Институтом социальной политики НИУ ВШЭ, совместно с Оксфам (OXFAM). На семинаре выступил Эдмонд КЭРНС (Edmund CAIRNS), Старший Советник по гуманитарным вопросам, Оксфам (Великобритания) с докладом: "Беженцы, вынужденное переселение и миграция: видение Оксфам".

Численность беженцев, вынужденных переселенцев и мигрантов во всем мире растет  не только в результате  вооруженных конфликтов в Сирии, Ираке и Афганистане, но  и под воздействием  таких  факторов, как ослабление глобальной безопасности,  отсутствие экономических возможностей и природных катаклизмов, вызванных изменением климата.  Безусловно, рост миграции вызван не только этими негативными факторами: он в целом неизбежен в глобализирующемся мире, и он может нести также и позитивные последствия как для стран-«доноров» миграции, так и для принимающих стран. Хотя международное законодательство, осуществляемая конкретными государствами политика и общественное мнение и проводят различия между беженцами, мигрантами и временно перемещенными лицами,  все эти группы равно являются объектами насилия и агрессии.

Следовательно,  одна из важнейших задач государственной политики сегодня это обеспечение уважительного отношения к человеку, независимо от его официального статуса.
 Хотя существует целый ряд мер, способных сократить влияние неблагоприятных факторов, стимулирующих миграцию, международные программы развития и гуманитарные программы должны ставить своей целью не ограничение миграции как такой, а ликвидацию бедности и неравенства и решение гуманитарных проблем в целом. Эти меры могут как оказывать, так и не оказывать непосредственное влияние на миграцию. Мировое сообщество должно не только оказывать помощь странам с низким и средним уровнем дохода, где и находится большинство перемещенных лиц, но и предоставлять больше возможностей для получения убежища в развитых странах.

В сентябре 2016 года на Саммите ООН по вопросам беженцев и мигрантов было принято решение о необходимости реализации мер по защите прав перемещенных лиц, противодействию ксенофобии и  справедливому распределению ответственности за прием и поддержку беженцев. Однако положения подписанной в Нью-Йорке Декларации не предусматривают каких-то конкретных шагов и едва упоминают внутренне перемещенных лиц, составляющих наибольшее число людей среди вынужденных переселенцев. Поскольку количество беженцев, вынужденных переселенцев и мигрантов продолжает увеличиваться, в рамках разработки Глобального договора по вопросам беженцев и мигрантов страны-участники должны принять на себя конкретные обязательства на ближайшие несколько лет.

Семинар прошел на английском языке с синхронным переводом на русский язык.

   

 





21 июня 2016 г.  состоялось очередное заседание регулярного семинара НИУ ВШЭ "Миграционные исследования". На заседании выступили: Илья Кашницкий (НИУ ВШЭ), Мария Гунько (Институт географии РАН), с докладом: "Пост-социалистический мегаполис: пространственные особенности миграционного притока и связь с ценами на жилье".

Москва – город мигрантов, стабильно прирастающий как минимум на миллион жителей в десятилетие. В пост-социалистических городах, в условиях становления сравнительно молодой рыночной экономики, нарастающее экономическое неравенство способствует социально-экономическому расслоению городского ландшафта и усилению городской сегрегации. Рынок жилья играет ключевую роль в формировании пространственных социально-экономических различий. Авторы анализируют, в какой степени различия в ценах на жилье способны объяснить пространственные закономерности миграционного притока в районы Москвы.


22 марта 2016 г.  состоялось очередное заседание регулярного семинара НИУ ВШЭ "Миграционные исследования". На заседании выступила Анна Солдатова, МГУ, с докладом: "Образовательная политика в отношении детей этнических меньшинств Лондона: опыт для Москвы".

Лондонский опыт школьного обучения детей международных мигрантов, а позже – детей этнических меньшинств, насчитывает более полувека. За это время британской образовательной политике сменилось несколько концептуально-методологических подходов, каждый из которых представляет один из вариантов осмысления присутствия Другого в рамках школьной системы и общества в целом. Это и ассимиляционизм, и интеграция, и мультикультурализм. В последние годы можно говорить об определенном сегрегационном алармизме в отношении групп этнических меньшинств - наряду с концепцией самоценности разнообразия как такового. Все эти подходы таят в себе определенный набор позитивных и негативных сценариев в рамках образовательной политики.

В свете актуальности темы обучения детей мигрантов в России интересно взглянуть на лондонский опыт. Насколько он релевантен для московской ситуации? Может ли его изучение быть полезно московским работникам образовательной сферы?

Дискуссант: Дмитрий Полетаев (ЦМИ – «Центр миграционных исследований».


26 января 2016 г. состоялось очередное заседание регулярного семинара НИУ ВШЭ "Миграционные исследования". На заседании выступил Дмитрий Опарин, НИУ ВШЭ / МГУ, с докладом: "Миграция и современное мусульманское пространство Москвы".

За последние пятнадцать лет этнический состав московских мечетей значительно изменился, а количество практикующих мусульман выросло в несколько десятков раз. Эти количественные изменения связаны с внутренней миграцией выходцев из республик Северного Кавказа и внешней миграцией выходцев из стран Средней Азии. Миграция оказала значительное влияние на мусульманское пространство Москвы.

Доклад посвящен двум явлениям современной московской мусульманской жизни – громкому круговому зикру кадирийского тариката вирда Кунта-Хаджи, практикуемому чеченцами и ингушами в Исторической мечети (ритуальное поминание суфиями Аллаха, свершаемое по особой формуле и сопровождаемое определенными телодвижениями); и религиозным практикам среднеазиатских «неинституционализированных» мулл в Соборной мечети.

В ходе своего исследования, проведенного в 2015 году в рамках проекта НИУ ВШЭ, Дмитрий Опарин попытался ответить на следующие вопросы: какую нишу занимают эти две духовные практики в мусульманской московской среде; какую роль они играют в жизни мигрантов; как эти практики конструируют и воспроизводят идентичности.

Дискуссант: Ахмет Ярлыкапов (МГИМО)

2015 год

19 ноября 2015 г. состоялось очередное заседание регулярного семинара НИУ ВШЭ «Миграционные исследования», проведенногосовместно с Франко-российским центром в Москве. На семинаре выступил Ян Сиольдо-Цуршер (Yann Scioldo-Zurcher), Национальный центр научных исследований (Франция) / CNRS, Французский исследовательский центр в Иерусалиме с докладом: «Эмиграция в ситуации переходного периода: пример марокканских евреев, 1955-1956».

Как изучать миграцию, если она происходила в ситуации переходного периода и архивных данных недостаточно чтобы объяснить социальные и пространственные изменения, связанные с ней. Через пример иммиграции марокканских евреев в Израиль в середине ХХ века, автор рассказал о своем исследовании, в котором предлагает идти в обход «биографическим рискам» и выстроить количественную историю миграционных процессов, информация о которых, как это не парадоксально, практически не оставила следов в архивах.

Семинар прошел на английском языке без перевода.

 

22 октября 2015 г. состоялось очередное заседание регулярного семинара НИУ ВШЭ «Миграционные исследования». С докладом «Доступность общественных сервисов для внешних трудовых мигрантов в России» на примере антропологических исследований в сфере здоровья и школьного образования выступили: Дмитрий Полетаев, ведущий научный сотрудник, Институт управления социальными процессами, НИУ ВШЭ. Даниил Кашницкий, младший научный сотрудник, Институт управления социальными процессами, НИУ ВШЭ.

Сервисы социальной сферы в Российской Федерации остаются наиболее труднодоступным механизмом для внешних трудовых мигрантов. В последние годы российские власти приняли меры по систематизации доступа мигрантов к услугам здравоохранения, сделав обязательным приобретение медицинской страховки для получения трудового патента. Однако плановая медицинская помощь по-прежнему сопряжена с множественными барьерами, для преодоления которых мигранты часто вынуждены прибегать к неформальным стратегиям. Не менее сложной проблемой для мигрантов становится обучение детей в школе: от поступления в школу до интеграции школьников-мигрантов и взаимоотношений с учителями и сверстниками. На сегодняшний день не разработаны программы по адаптации иностранных учащихся в российской школе, обучения русскому языку, не существует тренингов для учителей, работающих с детьми-мигрантами.

В докладе представлены результаты качественного исследования, проведенного в 2015 году сотрудниками Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ (ЦФИ ««Мигранты в Москве: интеграция в городское пространство и социокультурная адаптация в городе»). На примере Москвы проанализировано как трудовые мигранты из Средней Азии пользуются медицинской и образовательной инфраструктурой города Москвы. Особое внимание уделено вопросам феминизации трудовой миграции из этого региона.


24 сентября 2015 г.состоялось очередное заседание регулярного семинара НИУ ВШЭ «Миграционные исследования», организованное совместно с Франко-российским центром в Москве.С докладом: «Пределы империй в изгнании: размышления о гетерогенности армянской диаспоры» выступила Ануш Кунт (Anouche Kunth), Национальный центр научных исследований (Франция) / CNRS.

В докладе представлены результаты изучения армянской эмиграции из царской России в начале ХХ века, интеграции армянских беженцев во французское общество и их взаимоотношений с представителями армянского сообщества - выходцами из других стран. Проанализирована история армянской эмиграции в контексте Октябрьской революции 1917 года, Гражданской войны и последующей советизации Кавказа (1920-1921). В докладе предложен сравнительный анализ сообществ армянских беженцев-выходцев из Оттоманской и Российской империй. Анализируя эти два сообщества показана гетерогенность армянской диаспоры, миграционные потоки начала прошлого столетия и особенности их самоидентификации в принимающем обществе.




28 мая 2015 г. состоялось очередное заседание регулярного семинара НИУ ВШЭ «Миграционные исследования», организованное совместно с Франко-российским центром в Москве. С докладом «Etranger. Исследование состояния неопределенности в Новое время» выступила Симона Черутти (Simona Cerutti), Высшая школа социальных наук (EHESS), Париж.

Исследователи, работающие с категорией é tranger («иностранец», «чужак») в эпоху Нового времени, сталкиваются с несоответствием ее современного определения и того, какой смысл придавали данному понятию в разных источниках рассматриваемого нами периода. Этот термин употреблялся не только по отношению к индивиду, прибывшему из другой страны; его могли использовать для обозначения жителя соседней деревни, или же это понятие вводилось для, казалось бы, близких людей, которые могли быть членами одной семьи. Почему? Как использовать понятие, употребление которого сегодня кажется неуместным в том или ином контексте? Кто такой é tranger?В выступлении рассмотрена всю сложность процессов, происходящих в Западной Европе в XVI-XVIII веках. Отмечено, что рамка для определения этого понятия задавалась не только  принадлежностью к тому или иному государству; раскрыто, в какой степени семья, рынок товаров и рабочей силы, религия были теми «местами»  политического и социального конструирования категории «é tranger». Семинар прошел на французском языке с переводом.




23 апреля 2015 г. состоялось очередное заседание регулярного семинара НИУ ВШЭ «Миграционные исследования». На заседании, проведенном совместно с Франко-российским центром в Москве, выступил Франс Герин-Пас ( FranceGuérin-Pace), Национальный институт демографических исследований (INED, Париж) с докладом: «Мигранты: индивидуальные траектории, чувство принадлежности и самоидентификация». 

Каждый  человек привязан к определенным местам: месту своего рождения, месту происхождения его семьи, местам, в которых он жил и жили его близкие.  Но также человек привязан к воображаемым местам, и к тем, в которых он намерен когда-либо очутиться. Все эти места составляют географическую идентичность индивида, которая, в разные моменты его жизни, используются полностью или частично. Часто мы ограничиваем набор географических привязанностей индивида, в частности иммигранта, местом рождения и национальностью, элементами важными, но иногда не репрезентативными, учитывая сложность его перемещений и тех отношений, которые он выстраивает в посещаемыми им местами. Изучение географических перемещений индивида, смысл, данный каждому из них, прошлое и будущее, пережитое, переживаемое и вымышленное, являются важными элементами в понимании чувства принадлежности людей к той или иной территории.

Семинар прошел на французском языке с переводом.
 


24 марта 2015 г. состоялось очередное заседание регулярного семинара НИУ ВШЭ «Миграционные исследования». На заседании выступил Ахмет Ярлыкапов (МГИМО), с докладом: «Миграция людей и миграция идей: ислам на Северном Кавказе».

На семинаре рассмотрено развитие ислама на Северном Кавказе с конца 1980-х годов до настоящего времени, в контексте наступившей одновременно беспрецедентной мобильности людей, когда усилилась миграция с гор на равнину и началась миграция с равнины на Север и в крупные города России. Именно Север и крупные города России становятся одним из важных источников новых интерпретаций ислама, и миграция людей приводит к интересной миграции идей, внося свой вклад в усиление мозаичности ислама на Северном Кавказе.

Сегодня ситуация на Северном Кавказе все больше и больше отдаляется от схемы «традиционного» и «нетрадиционного» ислама, которая была актуальна в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Сам «традиционный» ислам серьезно трансформируется под влиянием глобальных процессов, происходящих в современном исламе, а так называемый «нетрадиционный» ислам не представляет собой чего-то единого. Даже так называемые «салафиты» представлены множеством различных интерпретаций, которые циркулируют как в пространстве сети Интернет, так и посредством людей, перевозящих их из одного региона в другой.

Видеозапись семинара можно посмотреть здесь


21 января 2015 г. в Институте управления социальными процессами НИУ ВШЭ состоялось заседание регулярного семинара «Миграционные исследования». На заседании выступили Дмитрий Опарин (МГУ) и Марат Сафаров (Институт экономики и управления в промышленности), с докладом: «Старые и новые мусульмане. Миграция и взаимоотношения внутри мусульманской общины».

Исследование включало в себя глубинные интервью с имамами, прихожанами мечетей и общественными активистами в Москве и Подмосковье. Полученные результаты отражают противоречивые тенденции в мусульманской общине российской столицы, связанные с массовой трудовой миграцией, как из стран ближнего зарубежья, так и из южных регионов России.

Как напомнили исследователи, до начала 1990-х годов картина мусульманской жизни московского общества была единообразной: абсолютное большинство мусульман столицы составляли татары. Стихийно начавшиеся миграционные процессы существенно трансформировали эту ситуацию. В первую очередь, изменился этнический состав прихожан мечетей. Сегодня татары составляют порядка 10% практикующих мусульман города, остальную часть – выходцы с Северного Кавказа и государств Центральной Азии.

Татары - часть урбанизированного светского большинства Москвы. Религия все чаще занимает лишь семейную приватную сферу, а исламские практики татар индивидуализируются. В целом, снижение числа татар – прихожан московских мечетей обычно объясняется фактором переполненности зданий во время коллективных молитв. Однако вероятно здесь имеет место и определенный «ментальный», «ценностный» фактор. Смена поколений в московской татарской общине, урбанизированность и русскоязычность большей части татар-прихожан, их прочная инкорпорированность в московскую жизнь, коренным образом различается с социальным опытом «новых» прихожан мечети – выходцев из мусульманских регионов и государств с «традиционным» укладом жизни.

Полиэтничность Московской Соборной мечети, отсутствие активных и прочных контактов между «старыми» и «новыми» прихожанами – характерные черты религиозной жизни современного мегаполиса - крайне непривычны для московских татар, традиционно воспринимавших мечеть в качестве своего этноконфессионального центра притяжения. Кроме того, многие московские татары, в силу отсутствия религиозных знаний, утраты практики совершения намаза часто не посещают собственно зал мечети для молитв, а ограничиваются приходом к имаму для совершения обрядов (прежде всего, поминальной направленности). В этих условиях контакты татар с «новыми» прихожанами еще менее активны.

В то же время, при всей локализованности своей религиозной практики, московские татары испытывают влияние мощных энергичных этноконфессиональных традиций «новых мусульман», прежде всего выходцев с Северного Кавказа. Особое (зачастую, косвенное) влияние «новые мусульмане» оказывают на татарскую религиозную молодежь, порой в весьма любопытных аспектах. Помимо раздражения существует и подражание — оно в основном распространено среди молодых московских татар — тех, кто уже не помнит моноэтнического мусульманского пространства Москвы, для кого нет никакой разницы между различными народами. К примеру, харизматическое, маскулинное поведение выходцев из северокавказских республик оказывает влияние на молитвенную практику молодых татар.

Изменение этнического состава прихожан московских мечетей, повлияло и на сужение функций татарского языка в мечетях. Московские мечети становятся все более русскоязычными.

2014 год

29 октября 2014 г. состоялось первое заседание регулярного семинара НИУ ВШЭ «Миграционные исследования». На заседании выступили Екатерина Деминцева, ведущий научный сотрудник Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ, и Даниил Кашницкий, стажер-исследователь Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ, с докладом "Стратегии обращения за медицинской помощью среди мигрантов из стран Средней Азии в Москве".

Мигранты из Средней Азии живут в Москве в условиях ограниченных ресурсов и социальной исключенности. Тяжелый физический труд, стесненные условия жизни и скудное питание негативно сказываются на состоянии их здоровья. Однако возможность обращения за медицинской помощью в Москве для них существенно ограничена не только материальным положением, отсутствием медицинской страховки и информации о медицинской инфраструктуре, но также негативным отношением и дискриминационными практиками, с которыми мигранты сталкиваются при посещении больниц и поликлиник города. Поэтому мигранты вынуждены реализовывать собственные стратегии лечения в городских условиях – от самолечения и обращения к «знакомым врачам» до использования новых форм медицинского обслуживания мигрантов – частных клиник, ориентированных именно на этих жителей мегаполиса. 

В докладе были представлены выявленные в ходе исследования стратегии, предпринимаемые самими мигрантами в случае заболевания в Москве, а также результаты поля, проведенного в медицинских учреждениях, названных самими выходцами из Средней Азии – от государственных больниц до частных клиник, оказывающих разного вида медицинскую или посредническую помощь мигрантам в городе.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!