• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экспертный комментарий



Экспертный комментарий #11

Заместитель директора института Оксана Синявская в статье "Останется ли роль для нас, обычных людей, в новом мире?" журнала "Россия в глобальной политике" дала комментарий/прогноз о том, что нас ждет спустя еще 20 лет.

Учитывая сложность, взаимозависимость и сильную чувствительность социальных явлений к внешнему контексту, прогнозировать их на период больше одного-двух лет – занятие исключительно неблагодарное. С одной стороны, есть инерционность, задаваемая демографическими процессами и устройством систем социального и пенсионного страхования. С относительной уверенностью можно сказать, сколько людей через двадцать лет будет находиться в активном возрасте и работать, сколько – претендовать на получение пенсии или постоянного ухода, как много государствам придётся тратить на социальные нужды. Эта инерционность зачастую тормозит реформирование социальной политики. И надо бы направить больше денег на образование и детей, но нельзя отказываться от уже выданных обязательств – в социальной защите, пенсиях; любая попытка реструктурировать социальные права сталкивается с потенциальным ростом недовольства тех, кто от этой реструктуризации проигрывает.

С другой стороны, инерционность иллюзорна, потому что она не учитывает не только катаклизмы и потрясения, которыми так богаты последние годы, а ещё и эффекты от множества рутинных, но трансформирующих событий в мире технологий, экономической политики или государственного управления. Пока все дружно обсуждали социально-экономические вызовы старения, четвёртая технологическая революция кардинальным образом изменила и спрос на труд, и характер труда, сделав его более гибким и менее защищённым. Теперь, чтобы записаться к врачу, отправить ребёнка в школу, оформить социальную выплату или получить паспорт, необходим доступ в интернет и хотя бы минимальные цифровые навыки. Влияние разнообразных технологий укрепления человека (от ноотропов, вакцин, косметической хирургии или репродуктивных технологий до инструментов генной терапии, нейростимуляторов, нейроимплантов и инструментов биогеронтологии) ещё не так заметно, но, скорее всего, проявится в предстоящие двадцать лет.

Тем не менее с учётом сделанных выше оговорок, рискну предположить, что наиболее важной социальной проблемой всего предстоящего двадцатилетия будет неравенство. До недавнего времени бурное экономическое развитие Китая и Индии вело к снижению межстранового разрыва и, как следствие, неравенства на глобальном уровне, что хорошо показано в Докладе о мировом неравенстве-2022. Однако в предстоящие десятилетия межстрановое неравенство снова усугубится, в том числе под влиянием пандемии. Разница в доходах и богатстве населения внутри стран растёт уже с начала 1980-х гг. не без поддержки неолиберального поворота в экономической политике, и особенно сильно – с 2000-х годов. В России катализатором роста неравенства стали реформы 1990-х гг., и до сих пор она остаётся страной с умеренно высоким доходным неравенством и одним из самых высоких в мире разрывом в богатстве, особенно сильно концентрирующемся в верхнем одном проценте населения. Санкционное давление на российскую экономику и спровоцированная этим глобальная экономическая турбулентность также станут факторами усугубления неравенства во всех странах, чьи экономики страдают от принятых политических решений. Ещё более важно усиление взаимосвязи между неравенством в разных сферах, особенно – немонетарных форм неравенства. Именно немонетарные неравенства – в образовании, здоровье, в доступе к цифровым технологиям и технологиям укрепления человека – через их взаимосвязь с разным доступом к трудовым доходам будут задавать траекторию изменения неравенства до 2043 года. Растущее неравенство станет источником социальной напряжённости и конфликтов. Вопрос о том, какие государства и в какой мере смогут погасить их и обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие – в условиях кризиса и поиска новых парадигм, в котором пребывают многие современные социальные государства, – остаётся открытым.
Январь 2023 г.


Экспертный комментарий #10

В Бюллетене Счетной палаты РФ опубликован экспертный комментарий заместителя директора Института социальной политики О.В. Синявской и старшего научного сотрудника Е.В Селезневой по результатам оценки эффективности реабилитационных центров Фонда социального страхования.

Сотрудники Института отметили высокую социальную значимость проблемы реабилитации работников, утративших трудоспособность в связи с травмой на производстве или профессиональными заболеваниями. Данные инциденты и их последствия ведут к сокращению уровня и качества жизни занятого населения, а также потерям национальной экономики. Эксперты обратили внимание на возможности по повышению эффективности данной реабилитации в России – доля лиц, возвратившихся к труду после реабилитации, пока значительно ниже, чем в экономически развитых странах. Даны предложения по перспективным исследованиям в данной области.
Сентябрь 2022 г.

 


Экспертный комментарий #9

Проректор Высшей школы экономики, директор ИСП Лилия Овчарова прокомментировала перспективы российского среднего класса газете Коммерсант.

Комментарий о сокращенгии числа бедных, приросте уровня безработицы и о поддержке государством доходов среднего класса в условиях санкций западных стран опубликован на сайте газеты Коммерсант.

Материал по ссылке
Август 2022 г


Экспертный комментарий #8

В Бюллетене Счетной палаты Российской Федерации «Материнский капитал» опубликован эксперный комментарий Проректора НИУ ВШЭ, директора института Л.Н. Овчаровой и старшего научного сотрудника института Е.А. Гориной.

Программу материнского (семейного) капитала можно назвать стержнем современной семейно-демографической политики Российской Федерации, стартовавшей в 2007 году с принятия целого пакета мер поддержки, адресованных семьям с детьми, и постепенно расширявшейся в последующие годы. Основной целью программы был поставлен рост рождаемости и переход к преобладанию в обществе модели двухдетной семьи за счет «создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь».

С бюллетенем Счетной палаты РФ "Материнский капитал" можно ознакомиться по ссылке.

Также эксперный комментарий представлен вашему вниманию отдельным материалом. 
Сентябрь 2021 г.



Экспертный комментарий #7

Эксперт ИСП НИУ ВШЭ смоделировала изменения национальные показателей доходного неравенства в условиях пандемии COVID-19

Эксперт Института социальной политики НИУ ВШЭ Дарья Попова, автор исследования «Предварительные оценки изменения неравенства под влиянием пандемии и мер налогово-бюджетной политики», проанализировала показатели доходного неравенства – одного из ключевых индикаторов, определяющих успешность политики, направленной на повышение уровня и качества жизни населения.

Для решения данной задачи использовалась микросимуляционная модель российской налогово-бюджетной политики RUSMOD, которая построена на основе платформы EUROMOD и моделирует прямые и косвенные налоги, взносы на социальное страхование и социальные трансферты согласно российскому законодательству для репрезентативной выборки населения (РМЭЗ-ВШЭ).

Проведенный анализ показал, что экономический спад в результате пандемии приводит к усилению неравенства в обществе по сравнению с базовым прогнозом на 2020 год на 2,5% при умеренном сценарии падения ВВП и доходов населения и на 3,6% при негативном сценарии. Эксперт также отмечает, что результаты исследования свидетельствуют о косвенном подтверждении того, что в период пандемии в большей степени пострадал средний класс.

Этот материал вошел в десятый выпуск Вышкинского Аналитического бюллетеня о последствиях пандемии COVID-19 в России и мире (стр. 53-60).
Июль 2020 г.

  


Экспертный комментарий #6

Эксперт ИСП НИУ ВШЭ оценила вероятные шоки, связанные с потребительским и ипотечным кредитованием в России

Эксперт Института социальной политики НИУ ВШЭ Марина Красильникова, автор исследования «Проблемы с погашением кредитов населением в условиях коронакризиса», проанализировала меры, принятые российским правительством и призванные снизить риски населения по возмещению потребительских кредитов в условиях падения доходов и сокращения занятости, обусловленных пандемией коронавируса.

В условиях пандемии COVID-19 под особыми рисками оказались домохозяйства, обремененные кредитными обязательствами. Многочисленные семейные бюджеты вынуждены были пройти проверку на прочность в чрезвычайной ситуации, которую трудно было предусмотреть в рамках традиционных подходов к планированию потребительских расходов. Общий объем кредитной задолженности физических лиц-резидентов в банковской системе РФ в конце 1-го квартала 2020 года превысил 18 трлн руб. В этой связи особое место в пакетах мер поддержки населения в связи с введением режима самоизоляции национальным Правительством уделялось помощи населению, обремененному кредитами. Однако при этом, в разгар пандемии население стало реже обращаться за кредитами, а банки ужесточили требования к заемщикам, особенно новым.

Этот материал вошел в девятый выпуск Вышкинского Аналитического бюллетеня о последствиях пандемии COVID-19 в России (стр. 37-44).
Июль 2020 г.

 


Экспертный комментарий #5 

Эксперты ИСП НИУ ВШЭ оценили меры социальной политики в отношении пожилых людей в разных странах в условиях коронакризиса

Эксперты Института социальной политики НИУ ВШЭ Синявская О.В., Андреева Е.А., Горват Е.С. и Карева Д.Е., авторы исследования «COVID-19 и социальная политика в отношении граждан старшего поколения», проанализировали опыт зарубежных стран с различным уровнем развития, способствовавший смягчению негативных последствий пандемии как для жизни самих пожилых людей, так и для источника финансирования их существования – национальных пенсионных систем.

У людей старшего возраста, часто страдающих многочисленными хроническими заболеваниями, наблюдаются более высокие риски смертности от коронавируса, поэтому правительства многих стран ввели наиболее жесткие требования изоляции именно для них.

Однако будучи полезной с точки зрения снижения рисков инфицирования коронавирусом, изоляция пожилых людей имеет ряд негативных последствий, в том числе их ухудшение психического и общего здоровья (более высокие риски инфарктов, инсультов), когнитивные расстройства людей, лишенных привычного круга общения, а также пренебрежение и насилие в отношении них со стороны проживающих с ними родственников или социальных работников домов престарелых.

Поэтому во многих странах, следуя рекомендациям ВОЗ, был предприняты различные шаги для их смягчения: телефон доверия для граждан старшего возраста, призванного помочь им справиться с последствиями одиночества в условиях самоизоляции, активное участие НКО и волонтеров в поддержке психологического самочувствия пожилых людей и оказании им бытовых и социальных услуг, помощь лицам старшего поколения в освоении информационных технологий.

В исследовании представлен опыт стран, разбитых на три группы в соответствии с принятой Всемирным банком группировкой стран по уровню дохода: 1) страны с высоким уровнем дохода (Австралия, Канада, Финляндия); 2) страны с уровнем дохода выше среднего (Аргентина, Беларусь, Болгария, Перу, Турция, ЮАР); 3) страны с уровнем дохода ниже среднего (Украина).

Этот материал вошел в девятый выпуск Вышкинского Аналитического бюллетеня о последствиях пандемии COVID-19 в России и мире (стр. 76-89).

Экспертный комментарий №2 "COVID-19 и смертность в домах престарелых в мире и в России" Евгения Якушева, Оксаны Синявской и Ольги Ворон, а также экспертный комментарий №5 «COVID-19 и социальная политика в отношении граждан старшего поколения» Оксаны Синявской, Екатерины Андреевой, Елизаветы Горват и Дарьи Каревой послужили основой для статьи «Соцзащите потребуется лечение. Пандемия выявила недостатки систем поддержки пожилых», опубликованной газетой «Коммерсант» 14 июля 2020г.
Июль 2020 г.

  


Экспертный комментарий #4 

Эксперты ИСП НИУ ВШЭ оценили меры поддержки семей с детьми

Эксперты Института социальной политики НИУ ВШЭ: Пишняк А.И., Корчагина И.И., Горина Е.А. и Тер-Акопов С.А. –  авторы  исследования «Поддержка семей с детьми в условиях пандемии COVID-19» проанализировали усилия федерального центра и регионов, призванные поддержать доходы одной из самых уязвимы категорий нашего общества – семей с детьми.

Внезапная приостановка деловой активности и замедление мировой экономики в связи с пандемией коронавируса потребовали разработки экстренных мер для поддержки занятости и доходов населения. В отличии от многих других стран, сделавших акцент на поддержку занятости, Россия выбрала путь преимущественной поддержки семей с детьми, при этом субсидирование заработной платы было реализовано по сценарию минимальной поддержки.

Предпринимаемые меры классифицируются по времени начала действия (новые или уже действующие, но с корректировкой правил предоставления) и по длительности действия (временные или постоянные). Так, новые меры социальной поддержки, имеющие кратковременные сроки действия и принятые специально для поддержки семей с детьми в кризисный период, добавят в доходы граждан порядка 288 млрд рублей, что составит 0,5% от денежных доходов населения в 2019 г., а их влияние на уровень жизни носит временный характер, т.к. они нацелены на помощь семьям только в самый тяжелый период, вызванный кризисом, и видимо, будут отменены при открытии экономики. Тогда как, постоянно действующие меры, влияние которых на уровень жизни семей с детьми усиливается в связи с изменением условий предоставления этих мер (увеличение суммы выплат, изменение сроков назначения, расширение контингента получателей), добавят в доходы граждан в 2020 г. порядка 120 млрд рублей, что составит 0,2% от доходов населения в 2019 г.

В целом, согласно оценкам авторов сокращение денежных доходов населения оценивается на уровне 12%, но установленные в срочном порядке меры социальной поддержки позволяют компенсировать десятую часть этих потерь.

Снижение доходов из-за ухудшения ситуации с занятостью в период пандемии привел к росту уровня бедности среди всех типов семей: в среднем доля бедных среди всего населения увеличилась с 12,5% до 20%, а и без того высокая бедность семей с детьми до пандемии (21-26% в зависимости от возрастного состава детей) в условиях пандемии оценивается на уровне 31-35%.

Этот материал вошел в седьмой выпуск Вышкинского Аналитического бюллетеня о последствиях пандемии COVID-19 в России и мире  (стр. 41-49).

Публикации в СМИ по следам материала:
Ведомости "Детям хватило на молоко" (29.06.2020)
Июнь 2020 г.

 


Экспертный комментарий #3

Эксперты ИСП НИУ ВШЭ прокомментировали План действий Правительства по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики.

Эксперты Института социальной политики НИУ ВШЭ: Овчарова Л.Н., Пишняк А.И., Горина Е.А. и Тер-Акопов С.А. – авторы исследования "Комментарии к Плану действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики" представили анализ предложенных Правительством Российской Федерации мер, призванных поддержать занятость и доходы населения, а также способствовать сокращению бедности.

Этот материал вошел в пятый выпуск Вышкинского Аналитического бюллетеня о последствиях пандемии COVID-19 в России и мире (стр. 4-11). 
Июнь 2020 г.

 


Экспертный комментарий #2

Эксперты ИСП НИУ ВШЭ оценили влияние пандемии коронавируса на ситуацию в домах престарелых в мире и в России

Эксперты Института социальной политики Е.Якушев, О.Синявская и О.Ворон, авторы исследования "COVID-19 и смертность в домах престарелых в мире и в России", отмечают, что во многих зарубежных странах национальные власти с опозданием обращали внимания на ситуацию в домах престарелых, что впоследствии приводило к быстрому распространению вируса в их стенах. Отсутствие с самого начала пандемии системного подхода к управлению рисками в этих специфических учреждениях, где постояльцы – преимущественно люди с ограничениями в самообслуживании и множеством хронических заболеваний, вызвало резкий рост смертности среди них. Так, по данным ВОЗ от 23 апреля 2020 г., до половины смертей от коронавируса в Европе приходится на дома престарелых

Эксперты полагают, что зарубежный опыт свидетельствует о важности комплекса мер, направленных на снижение рисков проникновения вируса в дома престарелых и раннее выявление очагов инфекции. Только закрытия домов престарелых для посещения – здесь недостаточно. Нужны мероприятия по карантину прибывающих (из домов или больниц) в дома престарелых, оперативной изоляции заболевших. Также важно объединение усилий и координация действий между всеми участниками сектора (государственными и частными) и государством.

Эксперты признают, что высокая смертность пациентов домов престарелых – лишь одна, ставшая видимой в связи с коронавирусом, проблема в системе социального обслуживания и ухода. В целом, все лица, нуждающиеся в уходе, где бы они не проживали, характеризуются полиморбидностью и, соответственно, более высокими рисками смертности в случае инфицирования COVID-19. Наблюдаемый в настоящее время масштаб волонтерского движения помощи пожилым в условиях самоизоляции лишний раз подчеркивает значительную потребность в уходе, не охваченную формальной системой социального обслуживания.

Этот материал вошел в первый выпуск Вышкинского Аналитического бюллетеня о последствиях пандемии COVID-19 в России и мире (стр. 41-53).
Май 2020 г.

 


Экспертный комментарий #1 - Версии 1 и 2

Эксперты ИСП НИУ ВШЭ оценили влияние пандемии коронавируса на институты социального страхования

Эксперты Института социальной политики полагают, что в результате снижения экономической активности, вызванного мерами по борьбе с коронавирусом, следует ожидать уменьшения фонда оплаты труда, сокращения количества рабочих мест, увеличения безработицы и падения доходов населения. Моделирование показывает, что сокращение числа рабочих мест и фонда оплаты труда на 5% приведут к тому, что внебюджетные фонды не досчитаются 65,1 млрд рублей в месяц.

Сокращения ежемесячных страховых взносов в Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования и (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС) стоит ожидать начиная с марта 2020 года, говорится в исследовании «Влияние пандемии COVID-19 на институты социального страхования», проведенном Е.Якушевым, О.Синявской и А.Столяровым.

Предварительные результаты моделирования показывают, что общий объем выпадающих доходов будет зависеть от глубины и сроков кризиса. Если глубина сокращения числа рабочих мест и фонда оплаты труда не превысит 5%, а экономическая активность восстановится до докризисного уровня в течение трех месяцев, то внебюджетные фонды не дополучат 195,4 млрд рублей. Если же кризис окажется глубоким (минус 20%) и продолжительным (9 месяцев), то потери могут составить 2,345 трлн рублей.

Кроме того, объявленное снижение ставки страховых взносов для предприятий малого и среднего бизнеса с 30% до 15% потребует дополнительной компенсации выпадающих доходов, который оценивается в размере до 15 млрд рублей в месяц.

В Институте социальной политики полагают, что сокращение собственных доходов внебюджетных фондов потребует определения дополнительных источников финансирования выпадающих доходов для исполнения соцобязательств в полном объеме. Эксперты, в качестве дискуссии, предлагают несколько вариантов компенсации выпадающих доходов.

В частности, на эти цели можно использовать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), выпустить целевые облигации Минфина, а также передать на прямое финансирование из федерального бюджета части обязательств внебюджетных фондов. Так, временный отказ от обязательного медицинского страхования из-за невозможности реализации страховых принципов при определении стоимости лечения, может потребовать дополнительно 2 трлн рублей в год.

Эксперты также считают, что может потребоваться дополнительная настройка пенсионной системы. Например, введение гибкого пенсионного возраста для сокращаемых в текущий кризис работников. Эта мера предполагает возможность выхода на пенсию ранее общеустановленного возраста с выплатой пенсии исходя из фактически накопленных пенсионных прав, с соблюдением минимальных требований к продолжительности страхового стажа и величине индивидуального пенсионного коэффициента.

Опубликованный в первый день апреля первый экспертный комментарий Института социальной политики НИУ ВШЭ «Влияние пандемии COVID-19 на институты социального страхования»  вызвал неподдельный интерес центральных, региональных и зарубежных СМИ: более 150 публикаций в России, Казахстане, Украине, Молдове, Таджикистане.

Приводим ссылки на наиболее интересные публикаци:

Внебюджетные фонды могут потерять до 2,3 трлн рублей из-за кризиса. Из них платятся пенсии и пособия

Пенсионный и другие социальные фонды могут лишиться 2,3 трлн рублей из-за коронавируса

Эксперты оценили потери Пенсионного фонда и ФОМС из-за кризиса

Что случилось за ночь. Главные новости РБК

Эксперты: внебюджетные фонды могут лишиться от 195 млрд до 2,3 трлн рублей из-за пандемии


В течение двух прошедших месяцев эксперты Института социальной политики продолжали отслеживать влияние пандемии коронавируса на институты социального страхования, уточняя свои оценки и прогнозы в "Влияние пандемии COVID-19 на институты социального страхования. Версия от 26 мая 2020". 

Этот материал вошел в третий выпуск Вышкинского Аналитического бюллетеня о последствиях пандемии COVID-19 в России и мире (стр. 71-81).
Май 2020 г.

 

 

 

 

 

 

Эксперты ИСП НИУ ВШЭ оценили влияние пандемии коронавируса на ситуацию в домах престарелых в мире и в России

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.