• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

COVID-19 и государственная поддержка экономики и населения

Обзор международной практики поддержки экономики и населения в условиях борьбы с пандемией коронавируса в Армении, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Италии, Казахстане, Китае, Нидерландах, США, Финляндии, Франции,  Швеции, Южной Корее, Японии

Разворачивающийся на наших глазах кризис, вызванный пандемией COVID-19, уникален. Никогда прежде столь большое число стран не вводило на национальном уровне меры, направленные на изоляцию людей и ограничение социальной и экономической активности и, во многом, обусловленные стремлением правительств сдержать распространение коронавируса и уменьшить потенциальное число его жертв.

Обзор международной практики поддержки экономики и населения, подготовленный авторским коллективом Института социальной политики НИУ ВШЭ под общей редакцией Синявской О.В., охватывает преимущественно меры, направленные на поддержку бизнеса, занятости и населения и включает 15 стран, среди которых – девять европейских (Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Финляндия, Франция, Швеция), три азиатские (Китай, Южная Корея и Япония), США и две страны постсоветского пространства, входящие в ЕАЭС (Армения и Казахстан).

Часть рассмотренных стран оказалась сильно затронутой пандемией и находится в лидерах по числу заболевших и умерших, другим лучше удалось сдержать распространение вируса. За исключением Швеции все страны либо вводили режим чрезвычайного положения, либо в той или иной мере – карантин (иногда ограниченный отдельными регионами внутри страны).

В большинстве рассмотренных в обзоре стран основными направлениями поддержки ликвидности бизнеса являются расширение государственного гарантирования кредитов, субсидирование кредитов, отсрочка и/или снижение налоговых и страховых платежей. Все эти меры активно применялись и в период кризиса 2008 г. Другой набор мер, также доказавший свою эффективность в прошлый кризис, направлен на поддержку платежеспособности предприятий и максимальное сохранение числа занятых через субсидирование зарплат и неполной занятости. В основном эти меры предлагаются всем компаниям, но отрасли, сильнее пострадавшие от кризиса, получают дополнительную поддержку (например, льготы по аренде) или преференции в рамках общего пакета антикризисных мер. Сферы экономической деятельности, в наибольшей степени пострадавшие от пандемии и сопутствующих ей ограничительных мер, отчаются от тех, что пострадали в последний финансовый кризис: если в 2008 г. это были финансовый сектор, сектор недвижимости и строительство, то сейчас – туризм, авиация, гостиничный бизнес, общественное питание, розничная торговля, бытовые услуги населению, спорт, культура и развлечения и т.п.

Этими видами деятельности занимаются преимущественно малые и микро-предприятия, в них больше индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Поэтому они – а не крупные предприятия – объект основной государственной поддержки в 2020 г.

Занятость на таких предприятиях чаще оказывается нестандартной и неформальной, зачастую не (полностью) охватываемая системами социального страхования. Поэтому антикризисные программы либо временно изменяют условия доступа к страховым социальным программам (больничным, пособиям по безработице), расширяя их на самозанятых и – реже – временных работников, либо предлагают разнообразные меры нестраховой социальной поддержки, включая прямые выплаты населению.

По вполне понятным причинам упрощается доступ заболевших коронавирусом людей к оплачиваемым больничным. Среди целевых групп получателей нестраховых мер социальной поддержки – семьи с детьми, родители, вынужденные оставить работу в связи с тем, что дети перестали посещать детские сады или школы, а также лица или семьи с низкими доходами.

Анализ показал, что чаще страны опираются на существующие социальные программы, временно модифицируя их на период наибольшего распространения коронавируса и карантинных мер. Реже предлагаются новые социальные программы, что, впрочем, не удивительно, учитывая ту оперативность, с которой правительства принимали антикризисные пакеты.

Страны с докризисно более низкими уровнями бедности и безработицы, с более универсальными (по охвату) системами социальной поддержки в период кризиса предлагают меньше новых мер нестраховой поддержки, поскольку существующих инструментов вполне достаточно. Напротив, страны, в которых и до кризиса были остры проблемы безработицы и бедности, с менее развитыми системами социальной поддержки, в период кризиса вынуждены принимать большее количество поддерживающих различные категории населения мер. Достаточно сравнить, с одной стороны, Испанию и Италию, а с другой, Германию или Швецию.

Вместе с тем, стоит отметить, что в абсолютном большинстве проанализированных стран за рамками принятых мер поддержки работников и населения остаются мигранты – одна из наиболее уязвимых в этот кризис категорий населения. Социальная помощь мигрантам оказывалась в Ухани (Китай), в Швеции для них продлили действие программ интеграции на рынке труда, в Испании облегчили административные процедуры получения помощи для беженцев и вынужденных переселенцев.

Обзор подготовили: Баженова Т.А., Ворон О.В., Горват Е.С., Грищенко Н.Б., Деминцева Е.Б., Карева Д.Е., Кашницкий Д.С., Кашницкий И.С., Нагерняк М.А., Овчарова Л.Н., Попова Д.О., Синявская О.В., Устинова М.А.

COVID-19_stimulus packages_countries260420


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.