• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

28 июля прошел первый семинар стратегического проекта "Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста", посвященный обсуждению доказательного подхода в социальной политике

28 июля в рамках объединенного научного семинара стратегического проекта "Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста" стартовала новая серия дискуссий, объединенных под темой "Доказательный подход в социальной политике: pro et contra". На первом семинаре серии Оксана Синявская представила доклад "Доказательная социальная политика: парадигмальное разнообразие, банки социальных программ с доказанной эффективностью и возможности применения в России". Мы выкладываем основные тезисы, презентацию доклада и видеозапись семинара.

28 июля прошел первый семинар стратегического проекта "Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста", посвященный обсуждению доказательного подхода в социальной политике

В период пандемии социальная политика стала не только гарантом социальной стабильности, но и инструментом макроэкономической стабилизации, — отметила в самом начале своего доклада Оксана Синявская, заместитель директора Института социальной политики. Реактивные меры социальной политики, оперативно внедряемые в ответ на внешние шоки и срочные вызовы, могут давать результаты в краткосрочной перспективе и сглаживать колебания в уровне жизни населения, не создавая при этом предпосылок для систематического и устойчивого социально-экономического развития на длинном временном горизонте. В условиях ограниченных бюджетных ресурсов и высокой волатильности экономической конъюнктуры реактивное развитие системы социальной поддержки населения может приводить к ее постепенной трансформации в широко разветвленную систему разрозненных мер с низкой или не поддающейся оценке эффективностью.

Альтернативой, позволяющей преодолеть это ограничение, может стать формирование проактивной социальной политики, основанной на принципах доказательной государственной политики, — такой, которая опирается на результаты научных исследований и экспериментов, а принимаемые решения основываются на выводах систематических обзоров прошлого опыта (как национального, так и международного) в реализации социальных программ. Спрос на доказательную социальную политику особенно возрастает в текущих условиях экономического шока, когда в дополнение к вызовам бюджетных ограничений возникают новые социальные риски, связанные с появлением «новых пострадавших» от санкционного давления. Переход к парадигме социальной политики, основанной на доказанной эффективности, способствует устойчивому и инклюзивному социально-экономическому развитию, однако он требует систематизации, обобщения и критического осмысления накопленного к настоящему моменту международного опыта реализации такой политики.

Что же такое доказательная политика или меры доказательной политики? Практика, или мера, программа, основанная на доказательствах , это любая практика, которая была признана эффективной в результате научных исследований, выполненных в соответствии с четким набором явных критериев (Mullen & Streiner, 2006) . А доказательная государственная политикаэто политика, в которой решения относительно запуска новых программ  или мер принимаются с учетом и на основе систематических обзоров прошлого опыта в реализации социальных программ. Осмысление, критический анализ доказательств помогает чиновникам ответить на вопросы: Что работает? Что произойдет, если мы изменим существующие параметры / дизайн меры или программы? Именно доказательный подход позволяет обеспечить более рациональное и эффективное распределение ресурсов, выбрать наиболее адекватные ситуации и сложившемуся в экономике запросу меры.

При этом, несмотря на то, что "золотым стандартом" доказательного подходя является заимствованный из области медицинских исследований экспериментальный подход, на практике в социальной сфере и сфере государственного управления он реализуется нечасто. Одна из причин — несовпадение политических и исследовательских циклов и необходимость оперативного внедрения изменений, в результате чего значительная часть решений по-прежнему принимается без попыток предварительно оценить их возможные последствия, в основном оценка эффективности и воздействия производится постфактум (retrospective , summative). Другая причина — сложность реализации экспериментального дизайна в социальной сфере, обусловленная трудностью контроля условий и множественностью влияющих на результат внешних факторов, поведенческими особенностями людей, а также возникающими этическими коллизиями. В результате в основу доказательного подхода в социальной политике ложатся прежде всего квазиэкспериментальные методы (различные методики моделирования эффектов), а также систематические обзоры предыдущего опыта.

Среди ограничений доказательного подхода в докладе были названы лежащее в основе этой парадигмы допущение о рациональности лиц, принимающих политические решения, а также недооценку сложности процесса выработки политики и влияния на нее других факторовкультурных, политических, идеологических, институциональных.

Однако учет этих ограничений приводит к расширению спектра инструментов оценки и методов доказательного анализа, — подчеркивает Оксана Синявская, — и не умаляет важности использования фактических данных и собранных по установленным профессиональным сообществом правилам доказательств для выработки политик.

Существующие банки данных о программах, основанных на доказательном подходе, — например, Social Programs that Work (США), European Platform for Investing in Children (страны ЕС), MOVISIE Database (Нидерланды) и другие — опираются на специально разработанные системы критериев отбора и ранжирования программ и надежности подходов, используемых для оценки их эффективности. Одной из задач стратегического проекта "Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста", стартовавшего в НИУ ВШЭ в 2022 году, станет разработка такой системы критериев для создания российского банка кейсов социальной политики с доказанной эффективностью.

Развитие и популяризация доказательного подхода в социальной политике, действительно, постепенно становится мировым стандартом, об этом свидетельствует, к примеру, появление профильных образовательных программ магистерского уровня в ведущих мировых университетах, — добавила дискуссант доклада Елена Ярская-Смирнова, профессор Факультета социальных наук, заведующая Международной лабораторией исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ. Однако в разговоре о доказательной концепции и ее бесспорных преимуществах важно реалистично смотреть на современную ситуацию и помнить, что она не дает универсальных ответов, а может сама порождать вопросы: развитие новых концептуальных подходов и методов порождает уже не конкуренцию идеологического или нормативного и доказательного подхода, а конкуренцию доказательств внутри этой парадигмы, и это будет требовать дополнительного критического осмысления.

Кроме того, важно помнить, что, с одной стороны, не все поддается квантификации, с другой — для проведения расчетов мы должны оценивать объем и качество данных, с которыми мы работаем. Все ли необходимые данные есть в нашем распоряжении? Все ли необходимые данные в принципе можно собрать?

Наконец, критическим аспектом доказательного подхода является опора на предшествующий опыт, в который в том числе должен входить опыт ошибок. Описан ли он в существующих банках данных? Представляется, что этот аспект нельзя упускать из поля зрения, поскольку опыт ошибочных решений и анализ их последствий может оказаться не менее информативным и важным, чем опыт реализации успешных программ.

Ограничением применения доказательных подходов в социальной политике, особенно основанных на экспериментальном дизайне, может стать невоспроизводимость эксперимента, — отметил Виталий Куренной, профессор Факультета гуманитарных наук, директор Института исследований культуры НИУ ВШЭ. Дополнительно возможности этого метода ограничивает то, что тестирование мер и политик экспериментальным путем, с формированием целевой и контрольной групп, может само по себе генерировать серьезное социальное напряжение, — добавила Светлана Бирюкова, ведущий научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ. Именно это — наряду с этическими ограничениями — является причиной низкой распространенности экспериментального подхода в социальной сфере; осмысление рисков и выгод от применения такого подхода началось более 25 лет назад с работы Дж. Хекмана и Дж. Смита (Heckman & Smith, 1995).

Дополнительная прикладная проблема реализации доказательного подхода — это поиск каналов для трансляции полученных результатов, коммуникация между научным сообществом и лицами, принимающими решения, отметил в своем комментарии Фуад Алескеров, профессор Факультета экономических наук, директор Международного центра анализа и выбора решений НИУ ВШЭ. Инфраструктура распространения экспертизы — это один из элементов, необходимый для реализации доказательного подхода в социальной политике.

Презентация доклада О.В. Синявской — «Доказательная социальная политика: парадигмальное разнообразие, банки социальных программ с доказанной эффективностью и возможности применения в России» доступна здесь: 

Sinyavskaya_EBP_280722 (Скачать PDF, 1.13 Мб).

Видеозапись семинара доступна по ссылке: Семинар "Доказательная социальная политика: парадигмальное разнообразие, банки социальных программ с доказанной эффективностью и возможности применения в России".


Семинар проводится в рамках реализации стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» НИУ ВШЭ.

Следующий семинар серии состоится осенью 2022 года и будет анонсирован отдельно.

Библиографическое описание работ, ссылки на которые приведены в тексте:


Если вы хотите направить рецензию или отзыв на доклад этого или любого другого семинара стратегического проекта, а также в случае возникновения любых вопросов вы можете обращаться к координаторам семинара Светлане Бирюковой и Елизавете Горват по электронной почте стратегического проекта: social2030@hse.ru