• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Работа на платформе: почему россияне выбирают платформенную занятость

В апреле 2024 г. в Институте социальной политики НИУ ВШЭ было проведено масштабное исследование российской платформенной занятости, направленное на измерение ее распространенности, социально-демографических и экономических характеристик занятых, а также вклада платформенной занятости в экономическую активность населения.

Работа на платформе: почему россияне выбирают платформенную занятость

iStock

Это исследование продолжает проекты 2021-2022 гг., результаты которых были представлены в докладе «Платформенная занятость в России: масштабы, мотивы и барьеры участия». Обновленный аналитический доклад о платформенной занятости готовится к публикации в рамках стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» (реализуется по программе «Приоритет-2030»).

Проведенное исследование показало:

  • В России общий охват платформенной занятостью населения в возрасте 18-72 лет увеличился с 14,6% в апреле 2022 г. до 16,0% в апреле 2024 г. Таким образом, включенность российского населения в платформенную экономику — по сопоставимым опросным данным — находится на достаточно высоком по меркам других стран уровне.
  • В 2024 г. максимальную готовность включаться в платформенную показали женщины в отпуске по беременности и родам или уходу за ребенком (53,1%), за ними следуют безработные (50,6%), а также болеющие или нетрудоспособные длительное время или постоянно (41,7%). Среди учащихся и не работающих в 2024 г. доля рассматривающих возможность выйти на платформы немного сократилась и составила 39,6%.
  • Платформенная занятость обеспечивает возможность экономической активности тем группам населения, для которых трудоустройство на традиционном рынке труда по каким-либо причинам недоступно. Среди тех, для кого платформенная занятость является основной, 46% выбрали этот формат, потому что не могли найти другой работы с подходящим графиком.
  • Треть занятых, для которых работа через платформы является основной, вышли на них в дополнение к основной работе, а со временем полностью перешли на такой формат.
  • Наибольшее значение с точки зрения вовлеченности в оплачиваемую занятость платформы играют для групп с самыми жесткими ограничениями по графику и формату работы: женщин с тремя и более несовершеннолетними детьми или детьми младше 3 лет, лиц с инвалидностью, студентов. Таким образом, платформы вносят важный вклад в развитие инклюзивной занятости и поддержку доходов семей с детьми.
  • К основным преимуществам платформенной занятости россияне относят расширение базы заказчиков за рамки своего места проживания, возможность работать из дома, гибко и автономно планировать собственный график. К основным недостаткам — отсутствие оплачиваемого больничного и отпуска, а также нестабильность заработка. При этом преимущества платформенной занятости в целом видятся более явными (получают более высокие оценки по 4-балльной шкале поддержки), чем ее недостатки.
  • Наиболее распространенной сферой среди всех, кто имел какой-либо опыт платформенной занятости на момент опроса, оказались услуги репетиторства и преподавания — ее отметили 17,0% платформенных занятых, услуги в сфере информационных технологий (14,7%), а также услуги пассажирских и грузовых перевозок и курьерской доставки (суммарно 13,3%).
  • Наиболее популярные платформы в 2024 г. — это Авито (услуги на ней зарегистрированы почти 50% россиян, имеющих опыт платформенной занятости), Яндекс.Услуги (23%), Профи.ру (19%) и Яндекс.Go (14%). При этом среди всех платформенных занятых 51,6% зарегистрированы на одной платформе, 27,7% — на двух, 20,7% — на трех и более.

С более подробными данными вы можете ознакомиться в пресс-релизе доклада:

Пресс-релиз 

Полный текст доклада выйдет в Издательстве НИУ ВШЭ в июле 2024 г.


Приведенные оценки основаны на материалах репрезентативных опросов населения России в возрасте 18-72 лет, проведенных по заказу НИУ ВШЭ на вероятностной интернет-панели «ВЦИОМ-Онлайн». Размер выборки составил более 12 тыс. респондентов в 2022 г. и более 8 тыс. в 2024 г.