• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Объединенный научный семинар стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста»

18 мая 2023 г. состоялся совместный семинар стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» и научного семинара Института социальной политики «Политика активного долголетия и пенсионные реформы: российский и международный опыт» на тему «Повышение социальной устойчивости и производительности труда за счет обновления навыков и развития квалификаций взрослых и лиц старшего возраста».

С докладом выступил Илья Алексеевич Коршунов, профессор, заведующий Лабораторией непрерывного образования взрослых Института образования НИУ ВШЭ.

Дискуссант - Сергей Николаевич Смирнов, доктор экономических наук, заведующий Центром анализа социальных программ и рисков Института социальной политики НИУ ВШЭ.

Модератор - Оксана Вячеславовна Синявская, кандидат экономических наук, заведующий Центром комплексных исследований социальной политики Института социальной политики НИУ ВШЭ.

Аннотация: 
В работе проанализированы данные о реализации трех федеральных программ обучения взрослого населения:

  • профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц, пострадавших от последствий распространения коронавирусной инфекции, 2020 г.;
  • профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц предпенсионного возраста и лиц старшей возрастной когорты (федеральный проект «Старшее поколение» национального проекта «Демография»), 2020 г.;
  • профессионального обучения наиболее уязвимых категорий граждан (федеральный проект «Содействие занятости» национального проекта «Демография»), 2021 и 2022 гг.

Авторы характеризуют возрастной профиль обучающихся, типы образовательных учреждений, успешность освоения новых навыков в различных группах слушателей, а также связь обучения с заработной платой и производительностью работников. Показано, что по ряду новых компетенций, в том числе связанных с цифровизацией различных процессов, уровень освоения навыков может нарастать вплоть до 80 лет, а снижение баллов с возрастом начинает проявляться при обучении по принципиально новым и сложным высокотехнологичным компетенциям. При этом приобретение надпрофессиональных управленческих компетенций увеличивает зарплату больше, чем прохождение обучения узкопрофессиональной направленности. Кроме этого, обнаружено, что охват взрослого, работающего населения дополнительным профессиональным образованием по всем рассмотренным программам коррелирует с уровнем экономического развития регионов и прямо пропорционально связан с объемом валового регионального продукта на душу населения.

 Расширенная аннотация доклада (PDF, 351 Кб)