• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Где искать опору для роста? На площадке НИУ ВШЭ прошел научный семинар «Долгосрочное социально-экономическое развитие в условиях изоляции, санкций и внешних шоков»

27 мая состоялась первая встреча в серии семинаров по теме «Долгосрочное социально-экономическое развитие в условиях изоляции, санкций и внешних шоков». Ее участники обсудили направления востребованных сегодня прикладных исследований и возможности заимствования опыта других стран для разработки решений в российском контексте, обозначили ключевые ограничения и методологические вызовы аналитической работы в этом направлении. Мы выкладываем основные тезисы и видеозапись семинара и приглашаем коллег подключиться к дискуссии.

Где искать опору для роста? На площадке НИУ ВШЭ прошел научный семинар «Долгосрочное социально-экономическое развитие в условиях изоляции, санкций и внешних шоков»

© Pexels

Цель этой серии семинаров — поиск решений в области экономической политики, которые будут способствовать стабилизации экономической ситуации, формированию условий для социально- экономического развития в условиях изоляции и санкций обеспечение эффективного использования имеющихся возможностей. Важно также явным образом определить, каких ошибок в формировании экономической политики можно избежать, учитывая обширную литературу по изучению последствий санкций.

Доклад Ильи Воскобойникова, директора Центра исследований производительности НИУ ВШЭ, показал, что рассмотрение опыта отдельных стран позволяет предсказать долгосрочные и зачастую неожиданные последствия санкций. Они подчеркивают влияние санкций на социальную сферу. Например, опыт Ирана в 2012 году свидетельствует, что замещение импортного сырья и комплектующих отечественными, повлекшее снижение производительности, привело к снижению конкурентоспособности ряда высокотехнологичных предприятий и, как следствие, к сокращению продаж и занятости.

Санкции наносят серьезный удар по социальной инфраструктуре, ведут к повышению случаев недоедания и росту смертности (Afesorgbor 2021).

В то же время долгосрочный эффект санкций на прямые иностранные инвестиции (ПИИ) оказывается неожиданным. Эмпирические данные для 177 государств за период 1970—2018 годов показывают, что санкции не оказывают статистически значимого эффекта на ПИИ в долгосрочном периоде (Mirkina 2021).

Опыт развития советской экономики в условиях санкций показывает, что ущерб она несла не столько от отсутствия доступа к передовым технологиям (который имел место и также вносил свой вклад в стагнацию 1970—1980-х годов), сколько от ее «врожденного» свойства, не связанного напрямую с санкциями — от неэффективного распределения ресурсов. На современном этапе государство должно способствовать повышению эффективности распределения ресурсов, обеспечивая там, где это возможно, конкурентную среду, рыночное ценообразование и поддержку предпринимательской инициативы.

Серьезных теоретических исследований такого явления, как санкции, до недавнего времени не существовало — подчеркнул дискуссант семинара Револьд Энтов, научный руководитель Экспертного института ВШЭ. Первые работы, рассматривавшие экономическую теорию санкций — это статьи Питера ван Бергейка (van Bergeijk 1995) и Рауля Карузо (Caruso 2003). Вслед за их пионерными исследованиями, на фоне происходящих в мире событий, дискуссия по этой теме стала развиваться стремительно. При этом проявились специфические трудности, центральной из которых стала недостаточная стыковка между микро- и макроэкономическим анализом и связанная с ней проблема агрегирования. Сокращение разнообразия потребительских товаров, разрыв логистических связей и влияние этого процесса на оптимизацию хозяйственной деятельности, потребительская инфляция и безработица — это лишь некоторые из многих сюжетов, которые необходимо учитывать при оценке общего влияния санкций на экономику. Поиск агрегатов и моделей, которые бы могли учитывать все обозначенные аспекты, в том числе и сложно формализуемые, — серьезная методологическая проблема, которую нам предстоит решать.

Мы понимаем, что введение санкций наносит ущерб и их инициатору, и подсанкционной экономике. В таком случае — могут ли для исследования санкционных эффектов быть использованы модели, предполагающие рациональное поведение экономических агентов?

Если говорить о микроэкономических эффектах и поиске прикладных решений, направленных на развитие, важно осознавать, что санкционные ограничения влияют на уровень и структуру бедности, неравенство доходов, занятость населения, причем эффекты могут распределяться неравномерно по различным группам населения — об этом, в частности, свидетельствует опыт Ирана. В фокусе нашего внимания, помимо наиболее уязвимых групп, должен оказаться и средний класс, который отличается большими возможностями для мобильности — считает Оксана Синявская, заместитель директора Института социальной политики. Необходим поиск мер, направленных на формирование человеческого капитала на всех этапах жизненного цикла человека — несмотря на упрощение структуры экономики, которое можно ожидать в ближайшие годы. При этом важно фиксировать эффекты для благосостояния не только текущих, но и будущих поколений — инструментом измерения этих изменений может стать система национальных трансфертных счетов.

Для оценки долгосрочных эффектов санкций может быть полезна теоретическая модель с акцентом на роли человечекого капитала и обмене идеями в экономике, предложенная Робертом Лукасом (Lucas 2009) — указывает Дмитрий Веселов, заместитель декана Факультета экономических наук НИУ ВШЭ. Ключевыми факторами в контексте этой модели станут повышение изоляции российской экономики и сокращение ожидаемой продолжительности жизни в стране, спровоцированное пандемией коронавируса. Роль демографических факторов развития — продолжительности жизни населения и общей динамики его численности — подчеркнул и Владимир Коссов, профессор Департамента стратегического и международного менеджмента НИУ ВШЭ.

Опыт, накопленный другими странами мира, безусловно, может стать стартовой площадкой для профессиональной дискуссии вокруг российского кейса. Однако заимствовать его нельзя, поскольку важно делать серьезные поправки на внешнеэкономический контекст, размер и уровень развития экономик, специфику их структуры и множество других факторов — считает Владимир Сальников, руководитель направления анализа и прогнозирования развития отраслей реального сектора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Дополнительное отличие текущей ситуации — это динамичное изменение мирового контекста и финансовой, страховой, экономической системы, в которой реализуются санкции, отметила декан Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Анастасия Лихачева.

Санкционный кризис — это ситуация, вынуждающая принимать системные решения и пересматривать устоявшиеся механизмы распределения ресурсов, подчеркнула директор Института социальной политики Лилия Овчарова. Поиск научно обоснованных решений и новых возможностей, способствующих не только преодолению сложившейся ситуации, но и развитию экономики в долгосрочной перспективе — задача этого и последующих семинаров серии.

Видеозапись семинара доступна по ссылке: семинар "Долгосрочное социально-экономическое развитие в условиях изоляции, санкций и внешних шоков" 27.05.2022 г.

Семинар проводится в рамках реализации стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» НИУ ВШЭ.

Библиографическое описание работ, ссылки на которые приведены в тексте:

 

Следующий семинар серии состоится 30 июня 2022 года в очном формате и будет посвящен оценке потерь российского ВВП вследствие падения внешнего спроса и предложения.

Если вы хотите подписаться на рассылку анонсов этой серии семинаров, напишите координатору объединенного научного семинара стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» Светлане Бирюковой по электронной почте: sbiryukova@hse.ru