Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

В журнале «Экономическая социология» опубликована статья Алины Пишняк, Натальи Халиной и Елены Назарбаевой, посвященная исследованию различных потребительских стандартов россиян

В статье обсуждаются потребительские стандарты, существующие сегодня в России. На материалах фокус-групповых дискуссий, проведенных в 2023 г., идентифицируются различные типы стандартов и приводится подробное описание возможностей каждого из них в контексте отдельных сфер потребления (от покупки продуктов питания до оплаты услуг медицины и образования). В основу этой работы легли данные, собранные в рамках большого проекта «Экономическое поведение домашних хозяйств».

«Потребительские стандарты в восприятии населения России: основные характеристики и границы»

«Потребительские стандарты в восприятии населения России: основные характеристики и границы»
Изображение сгенерировано с помощью нейросети ChatGPT

В журнале «Экономическая социология» опубликована статья А. Пишняк, Н. Халиной и Е. Назарбаевой «Потребительские стандарты в восприятии населения России: основные характеристики и границы».

Четыре стандарта – «Комфорт», «Норма», «Жить можно» и «Очень тяжело» – иллюстрируют дифференциацию общества и дают представление не только об ориентирах в потреблении, но и о маркерах ухудшения материального положения для различных групп населения. Представления о потребительских стандартах отстраиваются в сознании населения от доходных возможностей, и итоговая модель является иерархической композицией, в которой перемещение от одного стандарта к другому происходит при изменении доходов. Последовательный переход от стандарта «Комфорт» к стандарту «Очень плохо» сопровождается усилением ограничений выбора: чем ниже уровень, тем сильнее люди вынуждены руководствоваться поиском низких цен и экономией, и тем меньше их доступ к ассортименту.

Авторы подчеркивают, что можно говорить о сохранении в сознании населения стандартов «доковидной нормальности» и постепенном принятии реальности последних лет. Это свидетельствует о ригидности представлений о потребительских стандартах: они меняются со временем (в т.ч. из-за появления новых товаров и услуг, развития технологий и т.д.), но происходит это не одномоментно.

Результаты исследования обсуждаются ведущими медиа и заняли лидирующие места в рейтинге цитирования.

О проекте «Экономическое поведение домашних хозяйств».