16 апреля 2020 г. состоялось очередное заседание семинара «Миграционные исследования», организованное Институтом социальной политики
Семинар прошел в онлайн режиме. Представлен доклад Марка Симона (доцент МВШСЭН, ведущего научного сотрудника РАНХиГС) “Навруз на ВДНХ: выходцы из Средней Азии в культурной инфраструктуре Москвы”
В европейской социальной антропологии видное место занимают исследования, посвященные влиянию миграции на институты культурной индустрии крупных городов. В условиях транснационализма на смену отсылкам к «доминирующей» (национальной или локальной) традиции приходит дискурс о множественности «наследий», обмен между которыми репрезентируются культурными брокерами в качестве общественного блага. В России же наблюдается определенная лакуна в изучении городских мультикультурных «машинерий». Существуют исследования досуговых практик и культурного потребления мигрантов, однако тема публичной репрезентации культурного многообразия, связанного с миграцией, на сегодняшний день в значительной степени остается terra incognita для социальных наук.
В докладе будут представлены первые результаты полевого исследования, посвященного присутствию выходцев из Кырзызстана, Узбекистана и Таджикистана в культурной инфраструктуре Москвы. Выбор этих трех стран происхождения связан с тем, что они являются одними из основных «миграционных доноров» для России в последние два десятилетия, однако их «культурное наследие» остается слабо институционализированным в крупнейших российских городах. Более того, публичные мероприятия с участием выходцев из этих стран – например, городские фестивали и праздники – зачастую игнорируют тему трудовой миграции, фокусируясь на активности так называемых «диаспор».
Докладчик попытается в первом приближении продемонстрировать разные институциональные формы публичной репрезентации выходцев из Средней Азии – от вертикальных, выстроенных на базе структур управления национальной политикой – до горизонтальных. К последним относится низовая активность уроженцев Кыргзыстана, Узбекистана и Таджикистана – любительский театр, танцевальные и музыкальные ансамбли, КВН и поэтические чтения. Мы попробуем проследить, какие площадки опосредует подобную творческую активность; какие социальные сети формируются вокруг этих площадок; и как участники рассматриваемых практик понимают «правила игры», по которым они функционируют.
Исследовательский вопрос, на котором будет сфокусирован доклад, звучит следующим образом: как в исследуемых вертикальных и горизонтальных формах публичной (само)презентации пересобирается советское культурное наследие?