Научно-практический семинар Института социальной политики «Человеческий капитал: подходы к изучению и "болевые точки" в современной России»
27 декабря 2017 г. состоялся научно-практический семинар Института социальной политики «Человеческий капитал: подходы к изучению и "болевые точки" в современной России».
На семинаре выступили:
Аникин Василий Александрович, старший научный сотрудник Центра стратификационных исследований ИСП с докладом «Становление концепции и основные трактовки человеческого капитала».
Представленный доклад посвящен генезису теории человеческого капитала, её операционализации и внутреннему развитию. На широком материале классических и современных исследований показано, как изменения в экономиках развитых стран приводили к развитию теории человеческого капитала и расширению индикаторов этого понятия. Предложена периодизация становления теории человеческого капитала. Представлена критика узкой трактовки теории человеческого капитала, до сих пор доминирующая в работах экономистов. Опираясь на наработки теории человеческого потенциала, автор актуализирует необходимость рассмотрения человеческого капитала в контексте национального развития, а также более активного перехода к широкой трактовке понятия «человеческий капитал», тем более что это предусматривает ядро данной теории.
Тихонова Наталья Евгеньевна, главный научный сотрудник Центра стратификационных исследований ИСП с докладом «Человеческий капитал российских профессионалов и руководителей».
При разработке стратегии социально-экономического развития России особое значение имеет проблема человеческого капитала профессионалов и руководителей. Без его высокого качества невозможно осуществить технологический прорыв, призванный обеспечить выход России из ловушки стран среднего уровня доходов и переход её на уровень, соответствующий нынешним реалиям технологического развития. Именно профессионалы и руководители, традиционно являющиеся в современных обществах «локомотивами» развития их экономик, должны стать ключевыми акторами такого прорыва и поддержать его за счёт непрерывного обновления и расширения своих знаний. Однако способны ли они в действительности выполнить эту ответственную роль, каково качество их человеческого капитала и насколько они неоднородны в этом отношении? Эти вопросы находятся в центре внимания доклада.