• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

ЦАДУЖ организовал и провел секцию в рамках XIV международной Грушинской социологической конференции «Метаморфозы общества и исследовательской индустрии: новые вызовы»

11-13 апреля на площадке Финансового университета состоялась XIV международная Грушинская социологическая конференция «Метаморфозы общества и исследовательской индустрии: новые вызовы». Программным директором секции «Изменение потребительских стандартов россиян: тенденции последних лет» стала руководитель Центра анализа доходов и уровня жизни А.И. Пишняк, а сотрудники центра представили доклад по результатам последних исследований.

Центр анализа доходов и уровня жизни Института социальной политики организовал и провел секцию в рамках XIV международной Грушинской социологической конференции «Метаморфозы общества и исследовательской индустрии: новые вызовы».

В рамках секции обсуждались материалы ЦАДУЖ НИУ ВШЭ, ИНСАП РАНХиГС, Банка Росси и Аналитического центра НАФИ. В выступлениях были отражены результаты уникальных исследований, рассматривающих тему под разными углами зрения с использованием данных качественной и количественной социологии, а также официальной статистики. 

Доклад ИНСАП РАНХиГС на основе информации, собранной в ходе недавнего телефонного опроса, показали основные аспекты изменений в потреблении за последний год, а также проанализировали крупные траты, включая те, что были совершены с использованием заёмных средств. 

Представители Банка России выступили с двумя докладами. В первом, опираясь на данные Всероссийского обследования домохозяйств по потребительским финансам, авторы рассмотрели связь между потребительским и финансовым поведением, а также финансовой грамотностью и склонностью к риску. Во втором докладе было показано, как демографические тенденции — уменьшение размера семьи и увеличение доли домохозяйств, состоящих из одного человека, — влияют на характер сбережений и потребления российских домохозяйств. 

Выступление НАФИ было посвящено анализу ситуации в области ключевой категории потребления — продуктов питания. Опираясь на данные количественных опросов и официальной статистики, авторы сформулировали ключевые тренды в этой сфере. 

Сотрудники ЦАДУЖ НИУ ВШЭ, Наталья Халина и Елена Назарбаева, представили доклад, посвященный оценке потребительских стандартов на основе смешанной методологии. Исследование охватывало широкий спектр сфер потребления (продукты питания, одежда и обувь, бытовая техника и электроника и пр.) и позволило описать различные градации стандартов: «очень плохо», «тяжело, но жить можно», «норма», «комфорт». 

По итогу проведения секции было выделено несколько ключевых мега-трендов в обсуждаемой сфере. 

Адаптация потребительского поведения к меняющимся условиям 

Изменения в той или иной степени затрагивают корзины всех групп семей, но если семьи с доходами ниже средних переключаются на более дешевые товары и услуги или полностью отказываются от некоторых категорий товаров, то более обеспеченные домохозяйства стремятся удерживать давно сформированные потребительские привычки. 

Ригидность потребительских стандартов 

Потребительские стандарты — это сложившиеся в сознании населения представления о наличии разных пакетов возможностей и повседневных практик у разных групп россиян. Эти представления, как правило, отстраиваются от доходных возможностей. Однако в условиях внешних изменений респонденты постоянно переключаются между описанием характеристик стандартов с позиции «доковидной нормальности» и реальности последних лет. Это свидетельствует о ригидности представлений о потребительских стандартах: они, разумеется, меняются со временем (в т.ч. из-за появления новых товаров и услуг, развития технологий и т.д.), но происходит это не одномоментно. 

Запрос на «быстрые» сервисы 

Скорость – одна из ключевых характеристик, определяющих потребительский выбор сегодня. Очень важно, чтобы все было быстро: выбор и заказ онлайн, моментальное подтверждение и оперативная достатка. И если у бренда сегодня нет своего онлайн магазина или места на маркетплейсе или в онлайн-магазинах, то в поле зрения огромного количества потенциальных покупателей его просто не существует. 

Развитие новых форматов в части покупки продуктов питания 

Ритейлеры развивают мобильные приложения, предлагают услуги касс самообслуживания, блюда «на вынос» и онлайн-покупки. Все больший интерес у потребителей вызывает доставка еды в целом и заказ наборов готового питания в частности. В текущих условиях на рынке возникают новые марки, которые готовы пробовать потребители, происходит постепенное замещение зарубежных брендов. Также развивается тренд на потребление здоровых продуктов питания. При этом доля расходов на продукты питания в структуре расходов семей остается стабильной.

Подробнее с материалами XIV международной Грушинской социологической конференции «Метаморфозы общества и исследовательской индустрии: новые вызовы» можно ознакомиться по ссылке