• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Динамика уровня жизни населения: статистика 1 квартала 2024 г.

Очередной выпуск Барометра экономического поведения домашних хозяйств, второй в 2024 г., представляет результаты статистического мониторинга уровня жизни и потребительских расходов населения России по апрель 2024 г. включительно. Текущий выпуск Барометра фокусируется на динамике уровня жизни населения России, а также использовании населением интернета — в том числе для покупок и продаж онлайн.

Динамика уровня жизни населения: статистика 1 квартала 2024 г.

iStock

Вот лишь несколько ключевых выводов из исследований, представленных в выпуске «Барометра»:

  • По данным Росстата, располагаемые денежные доходы населения продолжили устойчиво расти в реальном выражении (в I кв. 2024 г. они увеличились на 5,9% по сравнению с I кв. 2023 г.), что обеспечивается быстрым ростом реальных заработных плат на крупных и средних предприятиях (на 12,9% в марте 2024 г. к марту 2023 г.) и выплатами военнослужащим.
  • Это способствует улучшению субъективных оценок материального достатка российских семей. По данным ИнФОМ, в мае 2024 г. впервые за последнее десятилетие сравнялись доли позитивных (22%) и негативных (22%) субъективных оценок перемен в материальном положении семьи, произошедших за истекший год.
  • По данным ЭПДХ, чем моложе человек, тем оптимистичнее его представление о своем материальном положении и его будущей динамике. О положительных изменениях в уровне жизни своих семей существенно чаще заявляют также владельцы бизнеса, самозанятые и индивидуальные предприниматели (и они же ждут, что в будущем их доходы продолжат расти), в то время как об ухудшении материального положения чаще говорят безработные и неработающие пенсионеры (и они же чаще ждут дальнейшего ухудшения в будущем).
  • Согласно данным ЭПДХ на начало 2024 г., россияне считают, что для «нормальной» жизни нужен доход в размере 70 тыс. руб. на человека в месяц. Эта сумма на 11% больше той, которую респонденты называли летом 2023 г.
  • Рост денежных доходов и высокие инфляционные ожидания определяют динамику субъективных потребительских настроений населения, уровень которых в начале 2024 г. достиг максимальных за последнее десятилетие значений (индекс потребительских настроений в мае 2024 г. составил 112 пунктов).
  • По данным Российского индекса целевых групп (РосИндекс), который ежеквартально составляется компанией IPSOS, в 2023 г. 95% жителей городов от 100 тыс. чел. и выше в возрасте 16-75 лет пользовались интернетом хотя бы на еженедельной основе. Чаще к интернету обращаются для поиска информации, обмена сообщениями электронной почты, доступа в социальные сети; а также — хотя и в меньшей степени — чтения новостей. Доля горожан в возрасте 16-75 лет, совершавших покупки на протяжении трех месяцев до опроса при помощи интернета (любые товары и услуги), составляла чуть больше 66% в 2020 и 2023 гг. и почти 63% в 2021-2022 гг. Продавали что-либо при помощи интернета 23% в 2020 г. и 18% в 2023 г.
  • Среди тех, кто в 2023 г. покупал что-либо через интернет, наиболее популярны были покупки одежды и обуви (36%), косметики и парфюмерии (30%), продуктов питания (26%), товаров для дома (25%), товаров для здоровья (23%), товаров для животных (20%), детских товаров (18%).
  • Среди тех, кто совершал интернет-продажи, 63% продавали личные вещи, 22% — товары для детей, 18% — мебель или товары для дома; 7% — товары для домашних животных, 5% — автомобиль, 3% — недвижимость. Женщины чаще продают личные вещи и детские товары; мужчины — автомобили. Люди в возрасте 25-34 лет чаще среднего продают детские вещи и автомобили.

Материал подготовлен в рамках Большого проекта НИУ ВШЭ «Экономическое поведение домашних хозяйств».

Редактор выпуска — заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская.

Представленный в исследовании материал основан на данных оперативной статистики Росстата по доходам и потребительским расходам домашних хозяйств, статистики Банка России, исследования «Российский индекс целевых групп» (РосИндекс), проводимого компанией IPSOS, а также на материалах регулярного опроса «Экономическое поведение домашних хозяйств», охватывающего население России в возрасте 18 лет и старше и реализуемого в НИУ ВШЭ с июня 2023 г. (далее — ЭПДХ ВШЭ). В анализ включены три волны исследования: ЭПДХ-1 — июнь-июль 2023 г., ЭПДХ-2 — сентябрь-ноябрь 2023 г., ЭПДХ-3 — декабрь 2023 г. — февраль 2024 г.