Как мы проводим время в интернете? Центр исследований бюджетов времени на II Всероссийской научной конференции «Цифровизация общества: трансформация повседневных практик и исследовательских перспектив»
11-12 декабря 2023 года в НИУ ВШЭ прошла II Всероссийская научная конференция Института статистических исследований и экономики знаний. В рамках конференции обсуждались проблемы цифровой повседневности, трансформации коммуникации в цифровой среде, цифровизации общества, образования и занятости в цифровую эпоху. Эксперты Центра исследований бюджетов времени выступили с докладом о времени в интернете.
Участники конференции «Цифровизация общества: трансформация повседневных практик и исследовательских перспектив» из 14 университетов разных городов России представили результаты своих исследований в области цифровизации и интернет-поведения населения. Сергей Тер-Акопов и Наталья Воронина от Центра исследований бюджетов времени (ЦИБВ) представили доклад «Время в интернете: паттерны цифровой активности современных россиян», в котором рассказали, как собираются данные об онлайн поведении населения, сколько времени люди из разных стран проводят в сети, какое место по использованию интернета занимает Россия, как россияне пользуются интернетом и что это за люди, которые не пользуются онлайн сервисами и платформами.
Эксперты отметили, что Россия входит в топ стран по времени использования интернета, это время составляет почти 8 часов в день. Уникальностью представленного исследования является его методология: в отличии от большинства проектов, где учитывается время в сети пользователей Интернета, ЦИБВ анализирует и тех, кто интернетом не пользуется. По данным Росстат 76% россиян пользуются Интернетом, а 55% пользуется им ежедневно. Пиковая активность интернет потребления приходится на вечер 21:00-23:00.
Среди групп населения, которые почти не пользуются интернетом и социальными сетями ожидаемо преобладают представители старших поколений. При этом при анализе данных методом деревьев решений выяснилось, что возраст - далеко не единственная характеристика, влияющая на использование интернета. Для представителей разных возрастов решающими характеристиками также стали дополнительные социально-демографические признаки. У населения средних возрастов (45-61 год) решающим фактором стал уровень дохода, а у населения старших возрастов (62 года и старше) на первый план выходит уровень образования. Потребление интернета молодым населением (младше 38 лет) носит высокий и достаточно стабильный характер, доля пользователей интернета в этой возрастной группе близка к 100%.
Воронина Наталья Дмитриевна
Центр исследований бюджетов времени: Аналитик
Михайлова Наталья Сергеевна
Центр исследований бюджетов времени: Эксперт
Тер-Акопов Сергей Александрович
Центр исследований бюджетов времени: Научный сотрудник