Информационные листки НЭП: Как ощущают себя высокодоходные россияне? и Высокодоходные россияне: статусное потребление и потребительские приоритеты
На сайте Большого проекта «Экономическое поведение домашних хозяйств» опубликованы новые выпуски информационного листка — НЭП: Новости экономического поведения, посвященные группе россиян с доходами на уровне верхних 10%. Темы выпусков: «Как ощущают себя высокодоходные россияне?» и «Высокодоходные россияне: статусное потребление и потребительские приоритеты».

Выпадение из наблюдения и анализа групп населения, которые имеют большой потенциал влияния на изменения в экономике, ослабляет возможности стратегического планирования и реагирования социально-экономической политики на структурные вызовы. Традиционно такой группой являются высокодоходные россияне — верхний дециль по доходам. Вместе с тем высокодоходные россияне представляют собой одну из наиболее значимых категорий населения, формирующих внутренний спрос. высокодоходные домохозяйства и их экономическое поведение во многом определяют паттерны и динамику спроса не только на культуру, медиа, туристические услуги, инновации, но и на товары ежедневного пользования, поскольку их склонность к потреблению несравнимо выше из-за разницы в доходах с серединными децилями. Чтобы компенсировать пробел в данных об экономическом поведении и потреблении высокодоходных групп населения, в 2023 г. в рамках проекта «Экономическое поведение домашних хозяйств» НИУ ВШЭ запустил первый в России регулярный онлайн-опрос представителей верхнего дециля по доходам, который проводится дважды в год на выборке в 1000 чел.
Ключевые выводы, к которым приходят авторы основанных на данных этих опросов материалов, С.В. Мареева и Е.Д. Слободенюк, состоят в следующем:
- При определении своего положения в обществе россияне, которые находятся в верхних 10% населения по уровню доходов (далее — верхний дециль или высокодоходные россияне), как и население в целом, в первую очередь опираются на критерий доходов (54%). Однако для них сравнительно важнее, чем для остального населения, критерии, связанные с человеческим капиталом и положением на рынке труда, — образованием (44%), должностью (40%), профессией (30%) и престижем (31%), причем чем выше самооценка своего статуса, тем б́ольшую роль начинают играть неденежные критерии, связанные с человеческим капиталом.
- Несмотря на объективно более благополучное положение по различным социальным осям, высокодоходных россиян, как и остальных, достаточно сильно затрагивает проблема социально-экономического неравенства. Почти три четверти высокодоходных россиян, как и подавляющее большинство (более 90%) остального населения, говорят о тех или иных проявлениях неравенства в обществе, чаще всего отмечая его в разрезах уровня доходов (57%) и жилищных условий (50%). При этом по сравнению с другими россиянами для них сравнительно более значимы неравенства в возможностях отдыха и досуга, обладании собственностью, доступа к нужному образованию и социальном капитале.
- Россияне, которые находятся в верхних 10% населения по уровню доходов (далее — верхний дециль или высокодоходные россияне), считают ключевыми показателями высокого статуса недвижимость и автомобили (или иной транспорт), а также поездки за границу. Отдых за рубежом за последний год стал более недоступным и усилил свои позиции в качестве маркера статуса в этой группе.
- Ощущение своего статуса влияет на повседневное потребительское поведение представителей верхнего дециля при выборе конкретных товаров и услуг — подходящих или неподходящих брендов (особенно для молодежи), но не направлений расходования средств. Так, 60% приобретали товары определенных брендов, исходя из соображений своего статуса, тогда как 40% отказывались от покупок, не соответствующих их статусу. Однако потребительское поведение этой группы в целом ориентировано на рациональный выбор, а не на демонстративное потребление: связь между восприятием отдельных категорий товаров и услуг в качестве статусных маркеров и фактическими практиками их потребления выражена слабо.
- Потенциал расширения потребительского спроса высокодоходных россиян в случае гипотетического повышения доходов лежит сегодня в области туристических услуг, а также в сфере платной медицины и образовательных услуг для детей. Основным форматом повышения расходов будет выступать наращивание качества, а не количества по разным статьям, кроме туризма и досуга, где «точка насыщения» еще не достигнута.
- С потреблением высокодоходных россиян конкурируют сбережения и инвестиции: почти половина при росте доходов направила бы дополнительные средства на сбережения, еще треть — на вложения в бизнес, инвестиции или покупку недвижимости для получения доходов.
- Вариантов расходования дополнительных средств у россиян с высокими доходами больше, чем вариантов сокращения расходов. В случае снижения доходов они сократили бы расходы на покупку предметов роскоши, подчеркивающих высокий статус. Также сократились бы расходы на бытовую и компьютерную технику, досуг, развлечения, путешествия и отпуск. Однако речь идет об объемах и частоте потребления — жертвовать качеством по этим статьям высокодоходные россияне не готовы.
Подробнее — в полном тексте информационных листков: Скачать Выпуск 8 (август 2025) "Как ощущают себя высокодоходные россияне"
