• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международная научно-практическая конференция «Базовый доход: пролог к социальной политике XXI века?»

14 ноября 2018 года Институт социальной политики НИУ ВШЭ, Экспертная группа «Европейский диалог» и Немецкий Фонд имени Фридриха Эберта в РФ проводят Международную научно-практическую конференцию «Базовый доход: пролог к социальной политике XXI века?».

Дискуссия о базовом доходе имеет длинную историю. Сейчас, в начале XXI века, эта дискуссия начала переходить в практическую стадию. В ряде стран (Финляндии, Нидерландах, Канаде) проводятся эксперименты с введением базового дохода для определенных групп населения. Эксперты давно ушли от примитивного понимания базового дохода как установления всем членам общества гарантированной денежной выплаты вне зависимости от уровня собственных доходов, занятости, состояния здоровья и т.п. факторов. Речь идет о важном, но далеко не единственном элементе формирующейся новой социальной политики, которую определяют, прежде всего, такие фундаментальные факторы, как материальное расслоение, увеличивающееся вместе с экономическим ростом; «подрывные» технологии, быстро меняющие рынок труда и структуру занятости, а также старение населения и рост ожидаемой продолжительности жизни.

Рабочие языки конференции: русский, английский (синхронный перевод).

Место и время проведения: Москва, ул. Мясницкая, д. 20, ауд. 311, 09:30-17:00.

Для участия в конференции просим вас зарегистрироватьсяне позднее 12ч вторника 13 ноября по ссылке







 




ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

 

09:00 – 09:30

Регистрация участников, приветственный кофе

09:30 – 11:10

Пленарная сессия: «Базовый доход: постановка проблемы»

Открытие:

Лилия Овчарова, проректор НИУ ВШЭ (5 мин)

Евгений Гонтмахер, член координационного совета экспертной группы «Европейский диалог», профессор НИУ ВШЭ (5 мин)

Пеер Тешендорф, Руководитель Филиала «Фонда имени Фридриха Эберта» (Германия) в Российской Федерации (5 мин)


Модератор

Лилия Овчарова, проректор НИУ ВШЭ


Программные доклады
:

Евгений Гонтмахер, член координационного совета экспертной группы «Европейский диалог», профессор НИУ ВШЭ (20-25 мин)

«Базовый доход: политэкономический аспект»

Проблематика базового дохода не может быть сведена к чисто фискальным эффектам: объем государственных расходов или масштабы снижения бедности. Речь идет о сопровождении радикальных перемен во всех сторонах общественной жизни:

- рынок труда становится все более неформальным с точки зрения жесткого расписания труда и отдыха, локализации рабочего места, характера отношений между работником и работодателем;

- труд постепенно превращается из необходимости (источника средств существования) в способ самореализации человека;

-  возникают новые сферы занятости, прежде всего, связанные с межличностными и межгрупповыми коммуникациями, где невозможны высокие зарплаты (или они вовсе отсутствуют), но которые привлекательны для реализации человеческих качеств;

- децентрализация государства и усиление муниципального уровня резко сближает налогоплательщика с точками, где его деньги расходуются.

 

Руслан Емцов ,ведущий экономист и руководитель группы Глобальной практики по социальной защите и рынкам труда Всемирного банка
Жамеле Риголини, ведущий экономист Глобальной практики по социальной защите и рынкам труда Всемирного банка
Уго
Джентилини, старший экономист Глобальной практики по социальной защите и рынкам труда Всемирного банка  (25 мин)

«Оценка реализуемости базового дохода: Россия в сопоставлении с другими странами»

 В настоящее время Всемирный банк проводит исследование по оценке возможности введения безусловного базового дохода в различных развивающихся странах. Запланированный доклад будет отличаться от предыдущих публикаций по четырем аспектам. Во-первых, в нем не приводятся аргументы за или против введения безусловного базового дохода как такового. Его цель заключается в выявлении факторов и условий, которые определяют целесообразность введения безусловного базового дохода, как варианта реформирования систем социальной защиты. Во-вторых, поскольку в литературе, посвященной безусловному базовому доходу, речь идет преимущественно о странах с высоким уровнем дохода, мы рассматриваем страны с низким и средним уровнем дохода. В-третьих, мы рассматриваем безусловный базовый доход, как меру социальной защиты. Наконец, в исследовании предпринимается попытка дать всеобъемлющее логическое обоснование для политиков и практикующих специалистов, описать аспекты финансирования, политической экономии и проблемы практической реализации.
На основании имеющихся данных по различным странам будут получены новые сведения о влиянии, затратах и распределительных последствиях при замене существующих программ поддержки доходов безусловным базовым доходом. С этой целью используются данные исследования доходов домашних хозяйств во многих странах с низким и средним уровнем дохода, чтобы иметь полное представление о факторах, которые влияют на реализацию программы. Моделирование проводится в рамках различных сценариев финансирования, а для пяти стран со средним уровнем дохода (например, Бразилии, Индии, Индонезии, России и Южной Африки) используется принцип обеспечения справедливости (CEQ).
Такое моделирование указывает на многочисленные условия для введения безусловного базового дохода, которые должны быть учтены. Во-первых, необходимо существенно увеличить бюджетные ресурсы для финансирования практического перехода. В настоящее время средние расходы на целевые программы социальной защиты в развивающихся странах составляют около 1,6% ВВП. Безусловный базовый доход повлечет за собой значительное увеличение расходов: в МВФ, например, недавно подсчитали, что в развивающихся странах расходы по скромному безусловному базовому доходу, установленному на уровне 25% от медианного дохода, будут составлять около 3,75% ВВП. Однако для некоторых стран с низким уровнем дохода, таких как Либерия, переход на всеобщее обеспечение (например, 1,9 долл. США в день на человека) будет превышать объем всего ВВП более чем в два раза. В Индии, напротив, безусловный базовый доход около 115 $/год может быть выплачен при замене существующих программ (что составляет около 5% ВВП). Во-вторых, безусловный базовый доход может иметь негативные последствия для малоимущих слоев населения. Выгоды от охвата всех малоимущих слоев населения должны быть оценены относительно распределительных затрат с учетом включения обеспеченных групп. В странах, в которых действуют эффективные программы социальной поддержки, особенно с точки зрения общего охвата малоимущих слоев и общей прогрессивности или регулярности отчислений, введение безусловного базового дохода может оказать негативное влияние на малоимущие слои. 
Наше конкретное моделирование показывает, что в России сохранение текущего уровня расходов на социальную поддержку (около 3% ВВП) и замена щедрой, но достаточно плоской (“во всех отношениях”) социальной поддержки безусловным базовым доходом может иметь лучшие результаты с точки зрения сокращения бедности, чем действующая система. Но даже в этом случае значительная доля малоимущего на настоящий момент населения окажется в проигрыше. Это является важным уроком: безусловный базовый доход может быть болезненным для общества, если рассматривать его, как простую замену существующим инструментам. Вместо этого он должен дополнять их и повышать их эффективность.

Дискутанты:

Григорий ЮДИН, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ (7 мин)

Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений (7 мин)

 

Дискуссия(20 мин)

11:10 – 11:40

Кофе-брейк

11:40 – 13:00

 

Панель I: Базовый доход: опыт практического внедрения

 

Вопрос для обсуждения:

- Опыт первых попыток по внедрению базового дохода в ряде стран (первые итоги эксперимента в Финляндии, общественная дискуссия и референдум в Швейцарии и др.).

 

Модератор
Пеер Тешендорф, Руководитель Филиала «Фонда имени Фридриха Эберта» (Германия) в Российской Федерации

 

Импульс-доклады:

Миска Симанайнен, научный сотрудник Национального института социального страхования (Финляндия) (20 мин)

«Эксперимент с базовым доходом в Финляндии»

Финляндия проводит эксперимент с целью подробного изучения влияния, которое оказывает предоставление безусловного базового дохода на благосостояние и поведение людей. Это исследование началось в 2017 году и будет продолжаться в течение двух лет. Участники были выбраны случайным образом из числа получавших в конце 2016 года пособие по безработице. В рамках эксперимента им без дополнительных условий выплачивается минимальное ежемесячное пособие в размере пособия по безработице. Участники получают более сильный стимул искать работу, так как предоставление базового дохода не зависит от положения участника эксперимента на рынке труда, размер базового дохода не связан со средним рыночным доходом и не включается в налогооблагаемый доход.

В докладе будут показаны предыстория этого исследования и причины, побудившие Финляндию пойти на эксперимент. Также речь пойдет о методологии исследования и применяемой в нем модели базового дохода, будут описаны основные результаты и данные, использованные для получения оценок и выводов. Предварительные результаты будут опубликованы весной 2019 года. Наконец, будет кратко рассказано об основных уроках, которые можно извлечь из исследований, в которых моделируется базовый доход для большей части населения (а не только для безработных) в Финляндии.

 

Джулиано Боноли, профессор Университета Лозанны (Швейцария)
«Швейцарский референдум 2016 г. по базовому доходу» (20 мин)

5 июня 2016 года швейцарских избирателей спросили, хотят ли они, чтобы их страна ввела базовый доход. Это предложение было выдвинуто на политическую арену группой "Швейцарское отделение сети базового дохода Земли" (BIEN). Идея базового дохода была отвергнута большинством избирателей, однако в преддверии референдума развернулась широкая дискуссия по вопросу о базовом доходе, а также об адекватности существующих систем социальной защиты меняющемуся миру труда.

Этот доклад начнется с описания фактического содержания предлагаемой конституционной статьи, по которой проходило голосование. Во-вторых, будут описаны политические и общественные дебаты, вызванные этим предложением. Наконец, результаты голосования будут проанализированы на основе опроса, проведенного после голосования. Будет показано, что в отличие от того, что можно было ожидать, доход не являлся важным определяющим фактором при голосовании. Основной линией раскола были возраст (более молодые люди с большей вероятностью поддержат предложение) и партийная политическая принадлежность (предложение было, в основном, поддержано избирателями партии «зелёных»).

 

Дискутанты:

Владимир Трубин, советник руководителя Аналитического Центра при Правительстве России (10 мин)

Александр РУБЦОВ, руководитель сектора философских исследований идеологических процессов Института философии РАН (10 мин)

Дискуссия(20 мин)

13:00 – 13:45

Перерыв

13:45 – 15:00

Панель II: Базовый доход и проблема неравенств

 

Вопросы для обсуждения:

Базовый доход важен для решения глобальной проблемы роста самых разнообразных неравенств и связанного с этим массового общественного недовольства.

- Насколько введение базового дохода предотвращает бедность и стимулирует к участию в рынке труда?

- Или такого рода социальная помощь снижает стимулы к труду и плодит патернализм?

 

Модератор:
Евгений Гонтмахер, член координационного совета экспертной группы «Европейский диалог», профессор НИУ ВШЭ

 

Юрий Кузнецов, заместитель главного редактора журнала «Экономическая политика» (20-25 мин)
«Базовый доход и цели реформирования систем социальной помощи»

Базовый доход имеет смысл рассматривать в первую очередь как модель реформирования систем социальной помощи. Подход к нему существенно зависит от того, какие цели ставят потенциальные реформаторы.

- Каких целей можно достичь с помощью базового дохода, а каких достичь невозможно?

- Какие альтернативные модели реформ могут достичь тех же самых целей, что и базовый доход, и каковы их преимущества и недостатки по сравнению с ним?

 

Дискутанты:

Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений (10 мин)

Светлана Мареева,заведующая Центром стратификационных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ (10 мин)

 

Дискуссия(20 мин)

15:00 – 15:20

Кофе-брейк

15:20 – 16:40

Панель III: Базовый доход и развитие пенсионных систем

 

Вопросы для обсуждения:

Старение населения, сопровождаемое увеличением продолжительности жизни, и сокращение масштабов традиционной индустриальной занятости являются наибольшими вызовами, стоящими перед пенсионными системами.

В каком направлении будут меняться пенсионные системы, чтобы ответить на эти вызовы и обеспечить комфортные условия жизни пожилым поколениям, не становясь непосильным бременем для экономики?

Какая роль в этой трансформации модели формирования доходов в старости будет отводиться базовому доходу?

В какой степени базовый доход может заменить привычные пенсионные системы?

Или же его стоит рассматривать как дополнительный инструмент защиты в старости?

Каковы возможные выгоды и риски перехода от пенсионных систем образца XX века к системе базового дохода?

 

Модератор
Оксана Синявская, заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ

 

Импульс-доклады:

Евгений Якушев, исполнительный директор НПФ «САФМАР» (20 мин)

«Трансформация обязательного пенсионного страхования: следующая парадигма - безусловный основной доход»

Старение населения и меняющийся характер трудовых отношений подорвали финансовую устойчивость пенсионной системы. Возрастающая роль налоговых поступлений в финансировании пенсионной системы приведет к новому витку споров о дифференциации размеров пенсий, который может закончиться общественно-политическим компромиссом – плоскими пособиями. Замещение пенсий безусловным основным доходом может оказаться наиболее приемлемым и справедливым механизмом перераспределения общественного дохода. 

 

Антон Табах, главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА», доцент НИУ ВШЭ (20 мин)
«Базовый доход и государственные финансы: риски и возможности»

 

Запуск базового дохода создает существенное количество как вызовов так и возможностей для государства (бюджетов всех уровней) и бизнеса – в зависимости от ширины и глубины покрытия, размеров базового дохода и региональных вариаций. Понимание этих развилок и вариантов решений крайне желательно для создания устойчивой системы? не создающей дополнительных рисков для экономики.

 

Дискутанты:

Юрий Воронин, профессор Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (7 мин)

Евгений Гонтмахер, член координационного совета экспертной группы «Европейский диалог», профессор НИУ ВШЭ (7 мин)

 

Дискуссия(20 мин)

16:40 – 17:00

Подведение итогов конференции

 

Оксана Синявская, заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ

Евгений Гонтмахер, член координационного совета экспертной группы «Европейский диалог», профессор НИУ ВШЭ

 

 

 

     

 

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.